Введение. Кафедра режиссуры и мастерства актера

М.В. Жабровец

Тренинг воображения

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУСТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры и мастерства актера

М.В. Жабровец

доцент кафедры режиссуры ТГИИК,

кандидат педагогических наук

Тренинг воображения

Учебно-методическое пособие

Издательство

Тюменский государственный институт искусств и культуры

ББК

Жабровец М.В.

Тренинг воображения: Учеб. - метод. Пособие / Жабровец М.В. - Тюмень: ТГИИК, 2002. - 20с.

Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям и студентам режиссерской и актерской специализаций вузов искусств и культуры, а также всем, кто интересуется театральным творчеством.

Вниманию читателей предлагается авторский тренинг на развитие способностей к мыслительной деятельности и, в частности, оригинальной, легкой и продуктивной работе воображения.

Рецензент: Самохина Е.Ю. засл. арт. республики Коми

с Жабровец М.В.

с Тюменский государственный институт искусств и культуры

Введение

«Артист должен любить и уметь мечтать.

Это одна из самых важных творческих

способностей. Без воображения нет творчества».

(К.С. Станиславский)[1]

Театральная педагогика располагает глубоко разработанной теорией артистического искусства и методикой развития актерских способностей. Величайшей заслугой К.С. Станиславского является то, что он первый сделал шаг к научному обоснованию актерского искусства. Рожденная в долгих поисках его система вобрала в себя открытия науки о человеке, сделанные психофизиологом И. Павловым. Именно это позволило придать театральной педагогике черты подлинной научности, в значительной мере преодолеть стихийность сложного процесса воспитания актера.

Однако в теоретическом наследии Станиславского нет специальных работ, посвященных проблемам режиссерского искусства и вопросам воспитания , развитие режиссерских способностей. Об этом говорится всегда в контексте разработок школы актерского творчества. Да и у В.И. Немировича-Данченко проблемам собственно режиссерским посвящены считанные страницы. Таким образом, в режиссерской педагогике мы исходим из разработанной школы актерского мастерства. В этом есть глубокий смысл. Овладевая актерским мастерством, осваивая внутренние «механизмы» актерского творчества, будущие режиссеры многое постигают в собственно режиссерском искусстве. Но нельзя не учитывать специфические особенности режиссерской профессии, которые, безусловно, имеют отличия от профессии актерской.

Следовательно, студенты режиссерской специализации должны, так же, как и будущие актеры, упорно тренировать элементы своей режиссерской техники, развивать творческие способности, необходимые в режиссерской деятельности. Этому в немалой степени могут способствовать открытия, сделанные в области психологии творческой деятельности за последние десятилетия.

Перечень профессионально - творческих способностей режиссера велик и разнообразен, так как сложна и многогранна сама профессия.

Каждая грань таланта режиссера, как грань драгоценного камня, должна оттачиваться и шлифоваться отдельно и в то же время в комплексе, в системе, т.к. целостную творческую личность невозможно «разъять» на составляющие, изолированные друг от друга компоненты. Но если опираться на опыт системы Станиславского, целенаправленный тренаж той или иной группы способностей будет более эффективен, чем развитие творческой личности «вообще».

При разработке данных методических рекомендаций мы сосредоточили свое внимание на воспитании с помощью тренинга режиссерских способностей к мыслительной деятельности, и, в частности, оригинальной и продуктивной работе его воображения, умении сочинять, выдумывать, мыслить образно. Мы совершенно не исключаем, что предложенный нами методический материал, будет полезен и начинающим актерам, а также всем, кто интересуется театральным творчеством.

Наши рекомендации