Фаза разработки инновационного проекта
Если на этапе концептуальной проработки проекта подробно описываются практические проблемы и противоречия, которые возможно решить в рамках создаваемого проекта, определяются конкретные способы решения четко обозначенного круга практических проблем, то последующим этапом является определение категорий участников разрабатываемого проекта. Выстраивается общая картина кадрового, профессионального распределения участников, их взаимосвязи, прорабатываются способы их кооперации и координации. В рамках отдельных направлений деятельности определяются (выявляются) конкретные виды работ. Эти работы (направления) распределяются во временной последовательности с необходимыми ресурсными затратами. Фактически, по отдельным направлениям с учетом целевых установок общего проекта создаются своеобразные микропрограммы со своими целями и задачами.
Определение полного состава участников инновационного проекта, построение его функциональной и организационной структуры для каждого проекта осуществляются на основе разработки предыдущего этапа - начальной фазы, когда определена предметная область проекта - цели, задачи, виды работ, основные результаты, масштабы, сложность, допустимые сроки.
На фазе разработки проекта определяют:
• основные идеи его реализации. Определяют, как сделать. Идеи реализации одного и того же проекта могут быть различными и зависят от множества факторов. Например, на идеи реализации оказывают сильное влияние ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное), окружение (местные специфические условия) и совокупность других составляющих;
• круг основных активных участников проекта. Определяют, кто будет разрабатывать проект. При рассмотрении вопросов формирования группы разработчиков необходимо исходить из масштаба поставленных целей проекта и его сложности, трудоемкости, научности, новизны решаемых в нем Задач. В состав участников разработки проекта могут входить, как учёные, так и практики, инженеры той сферы или нескольких сфер, в рамках которой (которых) осуществляется разработка проекта. Однако, если проект - локальный и осуществляется в рамках учебной дисциплины, то круг разработчиков значительно сужается и может.быть ограничен специалистами в области данной дисциплины;
• круг основных пассивных участников проекта. Определяют, кого касается проект. Неотъемлемой частью проектирования является прогнозирование того состояния, в которое мы хотим перевести предмет разработки. В педагогике прогноз всех составляющих, которые будут претерпевать изме-
с. 26
нения и процессе проектирования (программы обучения, методы, приемы, и технологии, набор и содержание учебных дисциплин, кадровый состав), можно определить исходя из того, с какими детьми предстоит работать в учебном заведении. Одаренные дети требуют одного набора этих составляющих, то есть для них нужны специальные программы, нетрадиционные методики, особое содержание образования, а иногда и специальные помещения (лаборатории и пр.), особый кадровый состав педагогов, психологов, физиологов, то же можно сказать и про детей с ограниченными возможностями. Составляющие процесса обучения должны изменяться в зависимости от контингента учащихся того или иного типа и вида учебного заведения, и это необходимо учитывать в процесс» проектирования;
• мотивации участников проекта. Определяют, каковы мотивации участников, проекта. Ответы на этот вопрос позволяют выявить участников проекта, их цели, мотивации, определить взаимоотношения, и на этой основе принять обоснованное решение по организации и управления проектом. Учитывая, что по степени мотивации к инновациям коллектив разделяется на четыре группы в следующем процентном соотношении: лидеры - 1-3 %; позитивисты -50-60 %; нейтралы - 30 %; негативисты - 10-20 % (19, 44), следует, используя имеющиеся управленческие методики по мотивации коллектива на нововведения, перевести в группу с повышенной мотивацией достаточно большую группу слабо мотивированных участников.