Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании

Костромской государственный университет

Им. Н.А. Некрасова

Бочкова Л.М.

Лекционный материал по дисциплине

«Технические и аудиовизуальные средства обучения»

Для студентов факультета физической культуры

Кострома

Тема 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

§ 1. 1. Информатизация образования как веление времени

§1.2. Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании

§. 1.3.Классификация технических средств обучения

Тема 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.

2.2. Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания

2.3. Подготовка учителя к использованию технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе

§ 2.4. Экранные средства обучения и воспитания

§ 2.5. Технические устройства экранной статической проекции

§ 2.6. Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания

§ 2.7. Звуковая и экранно-звуковая аппаратура Аудиоаппаратура и ее характеристики

Тема 5. ОСНОВЫ РАБОТЫ С INTERNET

5.1. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования

Тема 6. Информационно – образовательная среда. Техника безопасности и санитарно гигиенические требования при работе с Т и АВСО.

6.1. Понятие информационной образовательной среды, ее основные компоненты

6.2. Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами в образовательных учреждениях

ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.

Технические средства обучения в учебно-воспитательном процессе и компетентность учителя в их использовании

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения - техническим, методическим и организационным.

Техническое обеспечениевключает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.

Организационное обеспечениеТСО в образовательных учреждениях - их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования. Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ТСО используются учителем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.

Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся.

Вопросы и задания

1. Попробуйте сделать схему, которая объединит все ключевые понятия этой главы.

2. Обобщенно сформулируйте место ТСО и ВТ в современном учебно-воспитательном процессе.

3. Как Вы поняли, что такое компетентность учителя в использовании НИТО и ППП?

Рекомендуемая литература

Борк А. История новых технологий в образовании. - М., 1990.

Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М., 1982.

Извозчиков В. А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения.-СПб., 1991.

Информатизация образования-98.Всерос. конф.: Тезисы докл. -Курск, 1998.

Информатизация педагогической науки и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В.Монахова и др. -М., 1991.

Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО. - М., 1999.

Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры, плодотворные идеи / Пер. с англ.-М., 1990.

Юзвишин И. И. Информациология, или Закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. - М., 1996.

Наши рекомендации