II часть. Профилактика социальных вредностей
Основные задачи
Предоставление информации о социальных вредностях.
Анализ возможных альтернатив поведения подростков.
Показ плюсов и минусов самостоятельного выбора.
Выработка собственной позиции и отношения к проблеме.
Темы занятий:О мужественности и женственности. Отношения между полами в подростковом возрасте. Здоровье и личная гигиена. Здоровый образ жизни. Культура чувств Половые аномалии и венерические болезни. Наркотики и наркомания. Алкоголь и подросток.
III часть. Оказание помощи в выборе жизненной стратегии
Основные задачи
Исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии.
Выявление профессиональных намерений подростков.
Формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга.
Темы занятий:Профессия и профессиональная компетентность. Билет в будущее. Угадай профессию. Я — профконсультант. Способности и склонности. Интервью у «тр> -логолика». Биржа труда. Я устраиваюсь на работу.
3.3. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. При этом каждый тип акцентуации имеет свое «слабое место» и оказывается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических воздействий. По определению А.Е. Личко, акцентуации характера— это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.
Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков.
Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению из педагогической практики тех или иных провоцирующих воздействий на подростка. Консультируя самих подростков, он может предложить им упражнения для самотренировки (табл. 8). Эффективным способом коррекции акцентуации характера у подростков является групповая психотерапия, один из вариантов которой предложен В.И. Гарбузовым (1994).
Основные темы занятий
О пользе групповых занятий. О темпераменте и характере. О воли и эмоциональности. Об интеллекте. О мужественности и женственности. О личности и ее притязаниях. О ролевом поведении. Об отношениях с другими. Об умении разбираться в ситуациях, О психологической защите. Об установках для самого себя Десять наставлений психолога.
Психологическое сопровождение акцентуированных подростков
Таблица 8
Психологические упражнения для акцентуиро- ванных, подростков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
N° | Тип акцентуации | Основные признаки | Положитель-ные качества | Формы дезадаптации | Провоцирующие факторы | Рекомендации | ||||||||||||||||||||||||||||
п/п | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гипертимная (приподнятое настрое-ние, повы-шенная активность) | Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке воз можностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоя- тельность, склонность к риску. Экстра вертированность | Предприимчивость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность, выносливость Умение вызывать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Готовность быть ответственным | АвантюризмНеустойчивость. Склонность к алкоголю. Отвлекаемость. Склонность к риску. Недисци- плинированность. Прогулы, конфликты со взрослыми | Безделье. Ограничения выбора. Одиночество. Регламентирование деятельности. Эмоциональная ответст-венность. Жесткий контроль | Разнообразие деятельности и контактов. Дея- тельность в кол- лективе. Демо- кратический стиль общения | Полный порядок, конец — делу венец, планированность | ||||||||||||||||||||||||||||
Циклоидная (эйфория — дисфория) | Эйфория — гипертимы, дисфория — неустойчивые. Скрытый тип | - | По фазам | Перегрузки, притеснения, неожиданность | Гибкая тактика в зависимости от фазы | Полный порядок, конец — де- лу венец (эйфория). Победитель; шут; похвала (дисфория) | ||||||||||||||||||||||||||||
Неустойчивая (безволие) | Непоседли-вость, непо-стоянство, зависимость от других, внушаемость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям | Умение не пере- утомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, услужливость | Побеги из дома, делинквентное поведение, аддитивное поведение | Бесконтрольность, нецеленаправленное вос- питание | Твердое, властное руководство, строгий режим, порядок, группа с установками | Флегматик, репортер, тимуровец, золушка, делу — время, постоянное хобби | ||||||||||||||||||||||||||||
Лабильная (подвижность, крайняя изменчивость настроения) | Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность | Общительность добродушие, чуткость, привзанность, увлечения — музыка, общение в компаниях | Аффективное поведение. Неврозы, депрессия. Демонстративные побеги. Суицидальное поведение. Гомосексуализм | Отвержение близких, потери, утраты. | Позиция друга — учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Эмпатия | Аналитик, единственная роль, раздражение отменяется | ||||||||||||||||||||||||||||
5 5 | Конформная (соглашательство, подчинение мнению группы) | Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, не критичность поведения, несамостоятельность, безволие | Преданность группе, консерватизм, стремление к устойчивости, уживчивость | Участие в групповых правонарушениях и преступлениях | Отрицательный пример, группа, смена коллектива | Позиция опе- кающего, разви- тие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения | Лидер, собст- венное мнение, оппонент, разно- гласия | |||||||||||||||||||||||||||
Истероидная (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие) | Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцентризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с известными людьми | Упорство, инициативность, коммуникабельность, активность, организаторские способности, энергичность (спринтер) | Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение | Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость | Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонстративного поведения. Предоставление «сцены» | — | ||||||||||||||||||||||||||||
Шизоидная (замкнутость и отгороженность) | Чудаковатые поступки, трудности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая актив- ность (физическая и интеллек- тутальная) | Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности | Побеги. Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное поведение. Сексуальные суициды. Фантазии | Насильственное помещение в группу. Эмоцио- нальные контакты. Лидерство | Анонимное обсуждение. Телесно- модульные занятия. Позиция учителя, разубеждающего, опровергающего неполноценность | Оратор, массовик-затейник, сопереживания | ||||||||||||||||||||||||||||
Астенонев- ротическая (повышенная утомляемость,ипохондрия) | Раздражительность, вялость, пугливость, неуверенность, тревожностъ, склонность к неврозам, жалобы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие» | Способность рассчитывать свои силы, аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость | Аффективное поведение. Школьная тревожность. Дидактогении | Инвалидизация, гипер- и гипо- опека. Конфликты | Посильные требования, режим, сбалансированное отношение | Победитель, шут, яканье, мои достоинства, помощь другим, жизнь прекрасна, я ороший, ты хороший • | ||||||||||||||||||||||||||||
Эпилептоидная склонность к тоскливо-злобному настроению) | Зязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководителям, деспотизм, мстительность среди сверстников | Упорство в достижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам | Сексуальные отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алкоголизация, аффективное поведение | Отсутствие эмоционального тепла, жестокость, ущемление эгоистических интересов | Опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность к коммерции, тактичность | Добрая улыбка, я рад тебя видеть, приятный разговор, день без замечаний, день прощений, исполнитель желаний, ведомый, созерцатель, мудрец | ||||||||||||||||||||||||||||
Сензитивная (чрезмерная чувствительность) | Мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, чрезмерные привязанности к родителям и друзьям | Острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на истинные чувства | Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм, суи- цид, попытки реакции компенсации и гиперкомпенсации | Эмоциональная ответственность, домашняя гиперпротекция, повышенная моральная от- ветственность | Длительные разубеждения, демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения | Полный покой души, приятное событие, идеальный день, идеальное окружение, киногерой, встречный пример | ||||||||||||||||||||||||||||
Психостениче- ская (тревожная мнительность) | Робость, страхи, нерешитель- ность, педантизм, повышенная чувствитель- ность к порядку, опасения за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суеверность | Интересы, способность брать на себя ответственность за других, эмоцио- нальная привязанность к матери, ответствен- ность за дело | Невротические заболевания в будущем. Легкая переносимость невзгод в настоящем | Повышенная ответственность, ситуация выбора, доминирующая гиперпро- текция, повы- шенная моральная ответственность • | Рациональное разубеждение. Поощрение реальной деятельности. Занятия спортом без соревнований | Риск — благродное дело, решительность, внутренние голоса | ||||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи
Коррекция отношения к себе.Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении. Максимальное развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности. Реставрация и коррекция подавленной натуры, укрепление адаптивности. Реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, антиконформности, антивнушаемости, адаптивности, реставрация чувства собственного достоинства. Коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями. Коррекция полоролевого самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.
Коррекция отношения к другим.Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц, реставрация альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии.
Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских навыков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыков самозащиты. Реабилитация в глазах других и реадаптация среди других, завоевание авторитета как конечный результат адаптации.
Коррекция отношения к реальности (жизни).Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград. Преодоление омраченности и невежества по отношению к жизни, коррекция неадекватного образа жизни.
В психотерапевтической группе подростки видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других. Они приобретают приспособительно важную способность видеть и оценивать себя глазами других. В психотерапевтической группе моделируются и отрабатываются навыки общения, преодоления экстремальных ситуаций. В моделируемых психодраматических обстоятельствах выявляются и рационально разрешаются внутренние конфликты, рационализируются и преодолеваются страхи, отрабатываются цивилизованные и продуктивные формы проявления подростковой агрессии, формируется культура эмоциональной экспрессии.
В психотерапевтической группе подросток принимает сам себя, других и жизненную реальность, преодолевая тревожную мнительность, пессимизм и депрессивность.
В качестве примера приводим сценарий последнего занятия.
Беседа-наставление.Итак, мы встретились сегодня в последний раз. Все сказано. Кто сделал верные выводы, кто встал на путь самосовершенствования, тот добьется всего, чего хочет, состоится как личность. И помните, что вы во втором периоде жизни. На прощание я даю вам десять наставлений.
Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
Не бойся! Трус обречен на поражение.
Трудись! Другого пути к успеху не дано.
Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность — тяжкий грех. Слушай старших и ты избежишь многих бед.
Запишите эти наставления. Перечитывайте их. В них мудрость народов и веков.
Динамическая самооценка.Вернемся к первому занятию. Вновь представьте самооценки за отношение к учебе, общую эрудицию, память, решительность, трудолюбие, силу воли, организованность, устойчивость к неудачам, самостоятельность, физическую силу, ловкость, способность действовать и думать быстро, смекалку и находчивость, смелость и общительность. Оцените эти качества по пятибалльной системе.
Сверим результаты того, что было, и того, чего вы добились. Это очень важно. Кто заметно продвинулся, молодец, дело у него идет отлично! Даже небольшие достижения — заслуга, но надо больше работать над собой. Не страшно, если продвижения пока нет, но сделан правильный выбор. Нужно удвоить усилия! И только ухудшение показателей — плохой сигнал.
Самопрезентация. Выдолжны многому научиться, многое продумать, стать смелее и решительнее. Вот и продемонстрируйте это. Группа будет приемной комиссией в театральный институт, а каждый по очереди — поступающим в него и сдающим экзамен: стихотворение, басня, отрывок из прозы, танец, песня; действуйте свободно, раскованно, артистично, смело.
Аутогенная тренировка. Формула внушения.Это последнее мое внушение и последняя групповая аутогенная тренировка. Вы все запомнили. Родители записали для вас технику «АТ-экспресс». Отныне вы это будете делать сами. Вы сами будете внушать себе, внушать необходимое, актуальное для вас: уверенность, решимость, волю, память, смелость, оптимизм, спокойствие. Вы никогда не сойдете с пути самосовершенствования, на который однажды вступили. Помните главное: не благие намерения, а действия, труд, воля и ум сотворят из вас личность и выведут на дорогу достойной'судьбы!
Подведение итогов работы группы. Теперь говорите вы. Подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о наших занятиях. Хорошо, если вы что-то посоветуете, выскажете пожелания и слова благодарности.
3.4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Социально-психологическийтренинг — это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (Прутненков А.С., 1996).
Во время занятий у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся более компетентными в сфере общения.
Во время тренинговых занятий каждый подросток окружается вниманием и заботой. Он может рассчитывать на помощь других. Поэтому он способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, не свойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, учится доверять людям. Эти занятия готовят к более активной и полноценной жизни в социуме. Задача группы социально-психологического тренинга — помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами.Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:
1. Восприятие своего «Я»через соотнесение с другими, т.е. человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны. Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.
2. Восприятие себя через восприятие другими,т.е. использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи. Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.
3. Восприятие себя через результаты деятельности,т.е. оценку того, что сделал человек. Этот способ самооценки закрепляет мнение о своих возможностях.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний,которое дает понимание своего внутреннего мира.
5. Восприятие себя через оценку внешнего облика»Участники учатся принимать себя и на этой основе развивать свои возможности.
Общие целисоциально-психологического тренинга, способствующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры.
Общие цели тренинга реализуются в частных задачах:овладение определенными социально-психологическими знаниями; развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров; овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия.
Среди принциповтренинговой работы основными являются:
1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников.
2. Постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.
3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем.
4. Оптимизация развития. Констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом и создание условий для их развития.
5. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер — сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний.
6. Добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка.
7. Постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков.
8. Погружение, требующее организации работы крупными временными блоками.
9. Изолированность, обеспечивающая конфиденциальность
занятий.
10. Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.
Примерное содержание занятий тренинга коммуникативных умений
1-е занятие.Знакомство с принципами и правилами работы в группе
1. Представление.
2. Правило группы.
3. Мой благородный поступок.
4. Список личных претензий.
5. Диагностика общительности.
6. Домашнее задание «Мой стиль общения».
7. Анализ итогов «откровенно говоря».
2-е занятие.Самоанализ качеств, важных для межличностного общения
1. Комплимент
2 Анализ домашнего задания «Мой стиль общения».
3. Список качеств, важных для общения.
4. Угадывание мыслей и чувств «Экстрасенс».
5. Принимаю решение по изменению...
6. Анализ итогов.
3-е занятие.Развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров
1. Нетрадиционное «невербальное» приветствие.
2. Домашнее задание «Мой лучший друг».
3. Грани нашего сходства.
4. Игра «На воздушном шаре».
5. Оценка группы по коммуникативным качествам.
6. Я в тебе уверен.
7. Анализ итогов.
4-е занятие.Способы самоанализа и самокоррекции
1. Волшебные слова.
2. Анализ дневников «Мой тип общения».
3. Контакты с новыми людьми.
4. Эксперимент «Дилемма узника».
5. Анализ событий в группе.
6. Анализ итогов.
5-е занятие.Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее.
1. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты...».
2. Анализ дневников «Мое. общение».
3. Повторная диагностика общительности.
4. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?»
5. Самоанализ «Больше всего мне нравится, когда партнер по общению...».
6. Подведение итогов тренинга.
Для массовой работы с подростками в условиях школы-интерната, детского дома эффективно применение психотерапевтических методик типа «Арена» А.Б. Добровича и психодраматическое разыгрывание жизненных историй А.Ф. Шадуры.
В первом случае с отдельным подростком или группой, желающими разрешить свои проблемы, работает психотерапевт. В малом круге, «на арене», разворачивается психокоррекционное действо, а большая группа подростков в зале создает эффект присутствия, сопереживает «актерам», идентифицируется с ними, многократно усиливая психотерапевтический эффект. Во втором случае психотерапевт или психолог выступает в роли режиссера, который готовит психодраматическую группу (5—6 человек), способную на сцене «оживить» любую проблему, представить ситуацию, продемонстрировать состояние, переживания человека и показать их реальную сущность и значимость. Драматизация осуществляется на основе пантомимы и предъявляет к «актерам» высокие требования. Визуализация проблемных ситуаций с привнесением в них нового рационально-эмоционального уровня способствует осознанию и отреагированию проблем, десенсибилизирует подростков с аффективным поведением.
3.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ-ИНВАЛИДАМ
В работе с подростками-инвалидами психолог учитывает отклонения развития, вызванные болезнью и ее последствиями. Разрушая биологическую линию развития, болезнь создает препятствия и для социально-психологического развития. Вторично возникающие явления психического недоразвития, а также личностные установки нередко становятся главным препятствием социальной адаптации. Органический дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения.
По мнению Л.С. Выготского, именно вторичный дефект является основным объектом психологического изучения. Поэтому психологическое консультирование связано преимущественно с характером вторичного дефекта, проявлениями которого могут быть ограниченные возможности общения, затруднения в приобретении жизненного опыта, ощущение неуспеха, дефицит комфортности и др.
Различают три группы аномалий: задержка развития, дисгармоничное развитие и дефицитарное развитие. Понимание характера аномалии позволяет психологу лучше ориентироваться как в общих закономерностях психического развития подростка-инвалида, так и в специфике развития различных его сфер.
Определенные деформации поведения и личности, нарушения и недоразвитие психических функций связаны с заболеванием. Разные заболевания по-разному влияют на психологию человека, предопределяя его психологические особенности. Болезнь накладывает отпечаток на разные сферы жизни больного и ограничивает его жизнь в настоящем и будущем. В результате возникает фрустрация, последствиями которой являются агрессивность, переоценка цели, перенос действии в воображаемый план и т.д. В результате болезни может меняться внешность человека, что вызывает комплекс неполноценности, повышенный интерес к себе, глубокие негативные эмоциональные переживания. Длительные состояния боли приводят к изменениям нервных процессов, их астенизации. Кроме того, болезни оказывают соматогенное влияние на психику человека посредством интоксикационных воздействий на центральную нервную систему.
При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультировании важно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы:
1. Дефект является препятствием, которое вызывает к жизни силы и здоровье.
2. Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности — именно они выступают на первый план в развитии как его движущие силы.
3. Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, а с другой — от социальных требований и ожиданий и направлены на достижение определенного социального типа (Адлер А., 1995). Социальная полноценность есть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на достижение определенного социального типа, т.е. устранение социальных последствий, связанных с дефектом.
4. Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера.
5. Компенсация — это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления, сверхкомпенсация есть не только крайняя точка одного из двух возможных исходов, один из двух полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции.
6. Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет не сам дефект и связанные с ним страдания, а их преодоление. Идея испытания есть средство для пробуждения сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов.
Основными принципами психологического консультирования подростка-инвалида являются следующие:
гуманизм— вера в возможности, субъективный позитивный подход;
реалистичность— учет реальных возможностей инвалида и ситуации;
системность— рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
вариативность— изменчивость содержания, формы и способов психологического консультирования в зависимости от своеобразия консультируемого, заказе на консультацию, позиции и возможности консультанта.
Психологическое консультирование подростков-инвалидов, основанное на гуманистическом подходе, предполагает прежде всего субъектное отношение к консультируемому. Как субъект собственной жизни подросток-инвалид имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию. Он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. В части субъект-субъектного взаимодействия психологическое консультирование инвалидов не отличается от консультирования других категорий. Поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков-инвалидов, в ходе консультирования необходимы специальные действия, актуализирующие активность и ответственность консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в свои силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки, распределение ролей в ходе консультации, передающее ответственность подростку, и т.д. Специфика консультирования обусловливается возрастом, заболеванием и заказом на консультацию. Содержательная специфика консультирования будет определяться характером вопросов, в разрешении которых человек хочет получить помощь от психолога. Анализируя литературу и опыт работы с подростками-инвалидами, И.В. Кузнецова выделяет три наиболее типичные группы вопросов (1996):
— вопросы взаимоотношений: поиск друга, партнера, спутника жизни, получение признания у значимых людей, преодоление страхов и барьеров во взаимодействии с разными людьми, формирование навыков общения, преодоление конфликтов, улучшение взаимоотношений с родителями, друзьями, педагогами и другими значимыми лицами, преодоление переживаний, связанных с отсутствием понимания и поддержки или наоборот, гиперопекой и ограничениями автономии и самостоятельности;
— вопросы, связанные с обучением, способами деятельности и жизнедеятельности, выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути, преодоление трудностей обучения, развитие познавательных функций (памяти, внимания, мышления), выработка индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности, режима обучения, поиск вариантов и путей реализации социальной и профессиональной;
— вопросы самопознания, самоотношения, саморегуляции, самореализации: преодоление чувства неполноценности, неконструктивного (разрушительное) отношения к дефекту, повышение уверенности в себе, признание себя, выработка навыков саморегуляции, преодоление тревоги, обиды, вины, одиночества, страха смерти, создание внутреннего комфорта, поиск смысла и ценности собственного существования.
Консультация носит характер совместной деятельности, направленной на достижение целей, сформулированных на языке трудностей подростка-инвалида. Она включает три важнейших аспекта:
— деятельность консультируемого по разрешению собственного затруднения путем внутреннего психологического изменения (роста);
— деятельность консультанта по выявлению и оказанию помощи в разрешении значимых для консультируемого жизненных задач (затруднений);
— психологические новообразования в душевной жизни, изменения отношений, способов действий, самооценки, самоощущений, появлении новых переживаний, планов, открытие новых возможностей.
Возникшее затруднение, его осознание и формулирование в вопросе вызывает приток энергии, активизирует силы подростка для преодоления препятствия, если консультант поможет поставить цель, подкрепленную искренним желанием и верой. Такая цель выступает системообразующим фактором, переводящим деятельность человека на особый режим, вызывающим новые ресурсные состояния, высшей степенью которых является духовное состояние.
Следовательно, работая с подростками-инвалидами, психолог чаще всего придерживается оптимистической концепции и опирается на те стороны личности, которые наименее всего пострадали от вторичного дефекта.
В целом же работа с подростками, а точнее, ее успешность является своеобразным индикатором профессиональной компетентности школьного психолога.
Ниже приводится таблица 9, в которой описана процедура психологического консультирования детей-инвалидов.
Контрольные вопросы
1. В чем состоят запросы подростков на психологическую помощь?
2. Какова методика социально-психологического тренинга как основной формы работы с подростками?
3. Какие проблемы подростков можно разрешать с помощью методик А.Г. Лидерса, А.Б. Добровича, А.Ф. Шадуры?