Работа над эмпирической главой бакалаврской работы

Целью исследования стало определение психолого-педагогических условий, необходимых для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Определить содержание деятельности специалистов ДОУ в создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  2. Составить адаптационную программу детей раннего возраста к ДОУ.
  3. Проверить эффективность адаптационной программы в рамках изучаемых условий.

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы для ребенка.

Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степень подготовленности ребенка к посещению детского сада. Среди всех методов наиболее востребованы и доступны для применения методы диагностирования подготовленности детей к дошкольному учреждению, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО Печора К.Л., которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка.

Таблица 1 - Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

№ п/п Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное
Как засыпает Ваш ребенок? Быстро за 10 минут Медленно
Что Вы делаете чтобы ребенок заснул? Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр.
Какова длительность сна ребенка? Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен
Какой аппетит у Вашего малыша? Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой
Просится ли на горшок? Просится Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый
Как относится к высаживанию на горшок? Положительно Отрицательно
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) Нет Есть (указать какие именно)
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? Проявляет всегда Проявляет только в привычной обстановке
Проявляет ли активность, интерес при обучении? Проявляет Недостаточно Не проявляет
Инициативен ли  в игре? Способен сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть
Инициативен ли в отношениях с взрослыми? Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми  
Инициативен ли в отношениях с детьми? Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? Нет Да
Как он перенес разлуку ? Очень тяжело Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Минимальное количество баллов – 16.

Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2,1 балла – готов условно;

2,0 – 1,6 балла – не готов.

Таблица 2 - Результаты опроса родителей по оценке состояния их детей

№ п/п Вопросы к матери ребенка Ответы младшей подгруппы в баллах Ответы старшей подгруппы в баллах
Какое из перечисленных настроений преобладает?
Как засыпает Ваш ребенок?    
Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?    
Какова длительность сна ребенка?
Какой аппетит у Вашего малыша?  
Просится ли на горшок?
Как относится к высаживанию на горшок?    
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)      
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?  
Проявляет ли активность, интерес при обучении?
Инициативен ли  в игре?
Инициативен ли в отношениях с взрослыми?
Инициативен ли в отношениях с детьми?
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?    
Как он перенес разлуку ?    
  Итого

Для проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей к детскому саду ответы родителей обеих подгрупп на вопросы таблицы 1, систематизированы в виде таблицы 2.

Результаты анкетирования родителей показали, что дети во второй подгруппе проявляют больше инициативы в общении с взрослыми и детьми, чем дети первой подгруппы (Табл. 2). Практически одинаковую активность в игре и обучении проявляют дети обеих подгрупп. Но вот интерес к игрушкам у детей второй подгруппы выше, чем у детей первой подгруппы. Одинаков аппетит и длительность сна у детей обеих подгрупп. Менее раздражительны дети второй подгруппы.

Таблица 3 - Результаты опроса родителей о степени взаимодействия их детей с другими детьми (критерий Пирсона)

  Первая подгруппа Вторая подгруппа
  Да Нет Затруднились ответить Да Нет Затруднились ответить
1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?  
2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).    
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?  
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми    
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей)?
Итого

В таблице 3 приведены результаты опроса родителей детей раннего возраста (двух подгруппы) по степени активности общения их ребенка с другими детьми.

Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих подгруппах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками.

Для первой подгруппы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником.

Опрос родителей также показал, для этой подгруппы более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей.

Во второй подгруппе также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

Таким образом, для первой подгруппы более характерен объектный аспект взаимодействия, а для второй подгруппа – субъектный аспект.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети второй подгруппы в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми первой подгруппы.

Следующим этапом диагностирования является выявление корреляционной зависимости между психолого-педагогическими параметрами готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ по методу Печора К.Л..

По этой методике выявляется корреляционная зависимость привычек, интереса, настроения, активности  с эмоциональным состоянием, его социализацией, уровнем сна и аппетита по результатам предварительного анкетирования родителей, которые приведены в таблицах 2 и3.

Выявление корреляционной зависимости проводится в группе детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, отдельно в первой и второй подгруппах.

В первую подгруппу собраны дети 1,5 -2 лет, а во вторую 2-3 лет.

Таблица 4 - Корреляционная зависимость психолого-педагогических параметров готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателей психофизиологической адаптации детей к условиям детсада 

  Эмоциональное состояние Социальные контакты ребенка Сон ребенка Аппетит ребенка
Какое из перечисленных настроений преобладает? -0,08 0,34 -0,26 0,52
Как засыпает Ваш ребенок? 0,22 -0,28 0,75 0,20
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? -0,02 -0,39 -0,10 0,34
Какова длительность сна? -0,20 -0,02 0,68 0,13
Какой аппетит у Вашего ребенка? 0,47 0,09 0,47 -0,59
Просится ли на горшок? 0,63 -0,25 -0,04 0,05
Как относится к высаживанию на горшок? 0,40 -0,15 0,10 -0,13
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? 0,38 -0,35 0,16 -0,12
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? 0,52 -0,19 0,22 0,17
Проявляет ли интерес, активность при обучении? 0,20 -0,16 -0,43 -0,23
Инициативен ли в игре? 0,33 -0,20 0,26 -0,32
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? -0,16 -0,03 0,51 -0,35
Инициативен ли в отношении с детьми? -0,07 -0,26 0,39 0,16
Был ли опыт разлуки с близкими? -0,02 -0,39 -0,10 0,34
Как перенес разлуку? - 0,68 -0,15 0,10 -0,13

Как видно в таблице 4, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.

Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).

Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).

Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).

Таким образом, особенности адаптации, детей раннего возраста младшей подгруппы к условиям детсада определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.

Полученные данные по результатам опроса родителей старшей подгруппы, были статистически обработаны с помощью корреляционного анализа (критерий Пирсона) (Табл. 2 и 3). Вследствие чего были выявлены корреляционные зависимости между психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы (Табл. 5).

По этой методике, анализу подлежали следующие аспекты:

1) Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей.

2) Уровень нервно-психического развития.

3) Некоторые черты личности.

В таблице 5 корреляционные связи просматриваются по показателям эмоционального состояния ребенка, его социальных контактов, сна и аппетита ребенка и психолого-педагогических параметров его состояния в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

Таблица 5 - Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами, определения готовности поступления ребенка в ДОУ, (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ старшей подгруппы

  Эмоциональное состояние Социальные контакты ребенка Сон ребенка Аппетит ребенка
Какое из перечисленных настроений преобладает? 0,08 -0,17 -0,46 -0,21
Как засыпает Ваш ребенок? -0,47 0,29 -0,07 0,07
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? -0,16 -0,03 0,80 -0,35
Какова длительность сна? -0,16 -0,11 0,68 0,22
Какой аппетит у Вашего ребенка? 0,21 0,08 0,12 0,87
Просится ли на горшок? -0,10 0,31 -0,32 -0,35
Как относится к высаживанию на горшок? -0,07 -0,26 0,39 0,16
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)? 0,27 -0,39 0,18 -0,25
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? 0,91 -0,55 0,37 -0,24
Проявляет ли интерес, активность при обучении? -0,41 -0,09 0,50 -0,52
Инициативен ли в игре? 0,43 0,18 0,47 0,48
Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? 0,47 0,09 0,47 -0,59
Инициативен ли в отношениях с детьми? 0,63 -0,25 -0,04 0,05
Был ли опыт разлуки с близкими? 0,40 0,68 0,10 -0,13
Как перенес разлуку? 0,80 -0,35 0,16 -0,12

В таблице 5, были выявлены следующие значимые корреляционные связи:

Фактор «Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,80).

Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

Фактор, «Какой аппетит у Вашего ребенка» имеет положительную корреляционную связь с фактором «аппетит ребенка» (r=0,87).

Фактор «Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,91).

Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).

Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).

Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).

Таким образом, адаптация детей раннего возраста старшей подгруппы к условиям детсада определяется не только психофизиологическими особенностями детей.

Для детей данной подгруппы значимо общение со сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. При этом для детей старшей подгруппы также характерны переживания из-за разлуки с матерью, как и для детей младшей подгруппы.


Наши рекомендации