Приказ Генпрокуратуры РФ от 25 сентября 2009 г.
Приказ Генпрокуратуры РФ от 09.11.2009 N 983-к «Об утверждении Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2010. -№2
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 16 ноября 2009 г. № 1007-к «Об общих условиях организации работы по подготовке представлений о присвоении прокурорским работникам классных чинов государственного советника юстиции 2 и 3 класса» // Законность. 2010. -№2
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 4 декабря 2009 г. № 374 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей» // Законность. 2010. -№3
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 30 декабря 2009 г. №412 «О введении в действие Положения о порядке предоставления детям работников органов прокуратуры Российской Федерации, погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами при осуществлении служебной деятельности на территории Северо-Кавказского региона, бесплатных путёвок в детские оздоровительные учреждения или выплаты компенсации их стоимости» // Законность. -2010. -№4.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2008 №242 «Об утверждении форм трудового договора и соглашений об изменении условий трудового договора». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83540
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.12.2007 №198 «О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников». // Законность. -2008 -№3.
· Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.12.2006 №111 «Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации». Консультант Плюс http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=112422
Занятие №5. Сущность и значение прокурорского надзора за исполнением законов.
Вопросы семинарского занятия (2 часа)
1. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов.
2. Правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов.
3. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.
4. Организация работы по надзору за исполнением законов в органах прокуратуры.
5. Особенности проведения прокурором проверок исполнения законов.
Методические рекомендации
При ответе на первый вопрос необходимо четко представлять установленные законодательством (прежде всего, ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации») предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры РФ. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала органов прокуратуры, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования.
С содержанием предмета надзора за исполнением законов тесно связано решение вопроса о его пределах. Границы прокурорского надзора очерчены законодательством о прокуратуре. В поле зрения прокурора находится лишь та часть деятельности поднадзорных объектов, которая носит правовой характер, связана с исполнением законов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, а прокуроры не имеют право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.
К направлениями (подотраслям) в осуществлении прокурорами надзора за исполнением законов обычно относят: 1) надзор за исполнением законов об охране собственности от преступных на нее посягательств; причем, прежде всего, на федеральную собственность субъектов РФ; 2) надзор за исполнением законов в сфере экономики, а именно законов о земле, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, банковского, таможенного законодательства; 3) надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов (экологическая безопасность), использование мер прокурорского воздействия в отношении должностных лиц, допускающих хищническое отношение к земле, ее недрам, растительному и животному миру; 4) надзор за исполнением законов в социальной сфере, здравоохранении, социальном обеспечении, торговле, бытовом обслуживании; 5) надзор за исполнением законов об охране трудовых, жилищных, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан.
Целесообразно при ответе на второй вопрос начать анализ правовых основ прокурорского надзора за исполнением законов с базовых положений Закона РФ «О прокуратуре РФ» и содержания основных приказов Генерального прокурора РФ по данному направлению надзора (в частности, «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина»).
Отвечая на третий вопрос, необходимо проанализировать содержание полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Причем как тех, которые направлены на обнаружение правонарушений, так и тех которые предназначены для устранения и предупреждение противоправных деяний.
Четвертый вопрос семинарского занятия предполагает раскрытие особенностей организации работы органов прокуратуры за исполнением законов. Одним из факторов, предопределяющим возникновение таких особенностей, является широта данного направления надзорной деятельности органов прокуратуры. Организация работы прокурора на данном направлении надзорной деятельности выстраивается таким образом, что в поле зрения, органов прокуратуры находятся все наиболее значимые вопросы обеспечения законности. Специфика прокурорского надзора за исполнением законов обусловливает высокие требования и к прокурорским работникам, осуществляющим общий надзор (высокая общая и правовая культура, умение принимать правильные решения в сложных конфликтных ситуациях, коммуникабельность, умение безукоризненно составлять акты прокурорского реагирования).
При ответе на пятый вопрос особое внимание следует уделить методическому обеспечению проведения прокурорских проверок за исполнением законов. В частности, специфике планирования, привлечения специалистов и т.д.