Занятие-досуг "Путешествие в страну знаний"
Тема «Звук и буква Т»
Цели:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Продолжать учить делить слова на части (одно-, двух-, трех-
сложные слова).
3. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ и син-
тез слов.
4. Развивать связную речь.
1. Развивать мышление и память.
Методические приемы:
1. Игра "Телеграфист".
2. Игра "Новоселы".
3. Подвижная игра "Самый ловкий".
4. Игра "Отгадай слово".
5. Подвижная игра "Самый аккуратный".
6. Игра "Волшебные часы".
7. Подвижная игра "Мышеловка".
8. Игра "Наборщик".
9. Игра "Умники и умницы".
10. Игра "Не знаешь — научим".
11. Игра "Пазлы".
Оборудование.
Дидактический материал (предметные картинки), ребусы, часо-
вой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с
изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы
на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступни,
стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2
деревянные ложки, шары для пинг-понга (по количеству детей), иг-
рушки и предметы на звуки Т, Д, К.
Ход занятия.
Дети поделены на 2 команды, "Утята" и "Котята", на футболках
эмблемы, сидят полукругом.
Ведущая (В):
— Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие — в страну зна-
ний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше
путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке и букве Т.
Входит Незнайка.
Незнайка (Н):
— Кто здесь в путешествие собрался? Я тоже очень люблю пу-
тешествовать. Я даже На Луну летал. Вот как-то раз...
В: — Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с
ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?
Н: — Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!
В: — Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались
в путешествие не на Луну, а в страну знаний.
Н: — Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке и букве Т. Я не-
давно читал очень интересную книгу, из которой узнал много слов со
звуком Т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется
джунгЛи, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как
книга называется, я забыл. У меня даже картинки были с героями
этой книги. Но на них упал Лунный камень и картинки рассыпались
на кусочки.
В: — Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить кар-
тинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно
выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание
команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой
команды картинки помещены в конверты. Когда вы выполните все
задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните
название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в
путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.
1. Игра "Телеграфист". (Деление слов на слоги). Дети перепрыги-
вают через гимнастические палки столько раз, сколько слов в слоге.
Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, фут-
болист, тарелка, табуретка, петух, автобус.
2. Игра "Новоселы". (Трехэтажный дом с окнами — карманами, в
которые помещаются картинки, в названии которых есть звук Т).
1 этаж — звук Т в начале слова: тур, тапир, тушканчик.
2 этаж — звук Т в середине слова: утка, петух, питон.
3 этаж — звук Т в конце слова: кот, енот, бегемот.
3. Подвижная игра "Самый ловкий".
По кругу стоят стулья, меньше на один, чем детей. Дети ходят
вокруг, по сигналу занимают стульчик. Ведущая произносит звуки.
Стульчик надо занять, если услышишь звук Т. Звуки для анализа: а, у,
м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т. п.
4. Игра "Отгадай слово".
Ребусы слова-загадки. Отгадай слова:
— по первым звукам в названии каждой картинки (кошка, игла,
топор — кит);
— расставь буквы по росту и прочти (утка);
— замени букву в слове (салат);
— добавь к слогу название картинки (куст).
5. Подвижная игра "Самый аккуратный".
Игра-эстафета. Вынести из "курятника" все яйца в ложке, не уро-
нив ни одно.
6. Игра "Волшебные часы".
Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным
слогом.
В: — Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так.
Ну-ка, посмотри сейчас
И ответь, который час?
Ведущая крутит стрелку на циферблате и останавливает на сло-
гах: та, ту, то, ты.
7. Подвижная игра "Мышеловка".
Одна команда — мышеловка, вторая команда — мыши и на-
оборот.
8. Игра "Наборщики". Проводится в виде эстафеты.
На кубиках буквы к, л, и, у, по 2 буквы с, т. Одна команда составля-
ет слово "лист", другая — "куст". Преодолевая препятствия, дети пере-
носят по одному кубику. Препятствия — дуги для подлезания, имита-
ция следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть через голову
обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.
9. Игра "Умники и умницы". Отгадывание пословиц и поговорок
о труде по опорным картинкам:
— иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка);
— пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда);
— голова, руки (Голова научит, руки сделают);
— яблоня, человек (Яблоню любят плодовитую, а человека —
деловитого);
— птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе);
— линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь);
— камень, вода (Под лежачий камень вода не течет).
10. Игра "Не знаешь — научим, не умеешь — покажем".
2 корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе.
Из предметов, в названии которых есть звуки Т, Д, К, брать по
одному и переносить в корзинки те, в которых есть звук Т.
11,Игра"Пазлы".
Из восьми частей собрать картинку ("Маугли").
В: — Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столь-
ко всего знают о звуке и букве Т, что им не составило труда выпол-
нить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Киплинга
"Маугли".
Н: — Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, ловкие,
умелые. Победила дружба. (Вручение призов).
Занятие-развлечение.
Тема "В гостях у бабушки Азбуки"
Цель: закрепить навык чтения слогов, слов с пройденными бук-
вами.
План занятия.
1. Составить слово по первым буквам — "Угадай-ка".
2. Кто больше составит слов.
3. "Слово рассыпалось".
4. "Волшебная цепочка".
5. Кроссворд.
6. Ребусы.
7. "Шифровальщики".
8. "Чья команда победит?".
9. "Найди пару".
10. "Хвастунишка".
11. Итог занятия. Награждение победителей.
1. "Угадай-ка".
По первым буквам слов составить новые слова.
Показываются таблицы, на каждой из которых 3-4 предметных
картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют
первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся
слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить за-
шифрованное на таблице слово.
РОТ — расческа, ослик, топор.
РАК — рука, ананас, колесо.
КАША — кошка, ананас, шары, арбуз. '
АИСТ — арбуз, игла, самолет, торт.
ПУХ — попугай, утенок, хлеб.
МУХА — матрешка, удочка, хлеб, арбуз.
СОН — сорока, ослик, носорог.
МАК — мука, Айболит, карандаш.
ЛУНА — лук, У, ножницы, апельсин.
ЛУК — лось, У, колесо.
УСЫ — уши, собака, Ы.
КОЗЫ — кастрюля, О, зонт, Ы.
ТАНК — туфли, А, Н, конфета.
Подводится итог, каждый отгадавший слово, получает фишку, по
числу которых в конце занятия можно определить победителя или
команду-победителя.
2. "Кто больше составит слов ".
Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикаль-
ной чертой на 2 половины. Задание: к слогу, напечатанному слева,
подобрать слог из напечатанных справа так, чтобы получилось слово.
Чья команда больше составит слов, та и выигрывает.
Вариант: слова составлять из кубиков, каждая команда в отве-
денном ей месте выкладывает слова, затем демонстрирует их веду-
щему.
ХА ТЫ ЛАТ НО ТОК СЫ
СА ТА ХАР КА РЫ ША
ША СОК СА ТО НА
НО КУ РЫ РА ЛУ МА
3. "Слово рассыпалось ".
На двух столах приготовлены кубы (можно мячи, шары, круги и
т. д.), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочи-
тываются. Выбранные дети (по количеству букв) берут эти кубики,
под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, мож-
но бег по залу врассыпную. Как только музыка останавливается, нуж-
но как можно быстрее собрать команде свое слово.
Слова: МАК, СУП, ДОМ, КОТ, ТОМА, ЛУША.
Вариант: кто быстрее составит слово.
Атрибуты те же, можно по типу эстафеты, например, 1-й бежит,
2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й про-
лезает через обруч по ходу бега, но каждый из них, добегая до стола,
выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвра-
щается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему
игроку. В завершении проверяется, правильно ли составлено коман-
дой заданное слово.
4. "Волшебная цепочка ".
На двух столах приготовлены предметные картинки, конечная
буква в названии одной является начальной буквой в названии другой
картинки.
По типу эстафеты дети из команд берут каждый по одной кар-
тинке и пытаются найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки
называет ведущий.
Слова для цепочек: карандаш — шкаф — флажок — куст — то-
пор — ракета — автобус; сук — ключ — чайник — кошка — ананас —
сом — мак — крокодил — лук.
5. Кроссворд "Куда спешат звери?"
На предметных картинках номера: 1 — мышка, 2 — кот, 3 —
слон, 4 — лиса, 5 — аист, на доске сетка кроссворда с выделенными
клетками.
По типу эстафеты дети выходят и вписывают названия животных
в клетки. После того, как кроссворд заполнен, читают выделенное
слово.
м | ы | ш | К | А | |
к | О | т | |||
с | л | о | н | ||
л | и | с | А | ||
А | и | с | т | ||
6. Отгадываем ребусы.
1. "Построй по высоте".
Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой
высокой.
ОП л — пол а П Л А — лапа р А Ш — шар ыОС — осы
2. "Добавишь букву — изменишь слово".
Предъявляются таблицы:
Ш, утка (шутка) Г, роза (гроза)
Э, кран (экран) шар, Ф (шарф)
3. "Букву в слове поменяй, слово новое называй".
Л/Ш — шапки Р/К — кот Р/М — маки
С/Х — халат П/Т — торт У/А — раки Ы/О — дом
4. В зависимости от подготовки группы можно предложить отга-
дать слова:
М ША У А
У Наум ТА Наташа ШКА подушка РОК подарок
КОМ КА КАР
ТА комната ВА канава вал карнавал
7. "Шифровальщики" или "Кого возьмем в разведчики".
Дается задание первой паре детей (по 1-2 из каждой команды):
достать из конверта картинку, назвать слово, составить к нему звуко-
слоговую схему, например, РАК, МАК.
Следующей паре детей необходимо к предложенной схеме (из
конверта) подобрать слово.
Предметные картинки: 1 — лампа, суп, шуба, барабан;
2 — шары, лопата, маска, мак.
8. "Чья команда победит? "
Из каждой команды выходят по 3-4 ребенка, которые получают
разноцветные круги с наклеенными буквами. Получив круги, держат
их обратной стороной к зрительному залу. Из каждой команды выхо-
дят по 1 желающему, которые получают задание "развесить" гирлян-
ду таким образом, чтобы можно было прочитать слова. По команде
разноцветные круги показывают всем детям, водящий составляет сло-
во. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова,
например, ШАРЫ, РУКА, ЛАПА, КАША и т.д.
Побеждает команда, игрок которой первым составит слово.
9. "Найди пару ".
Названные дети (по 4-5) получают на одну из рук браслет-
резинку с кружком (квадратом), выполняют под музыку танцеваль-
ные движения, демонстрируя друг другу свои буквы, после оконча-
ния звучания нужно встать парами так, чтобы можно было прочи-
тать слог (сначала выбор делают мальчики, затем девочки; просто
названные по имени дети; те, у кого на браслетике согласная буква;
гласная буква и т.д.)
10. "Хвастунишка".
В конце разыгрывается сценка, которую дети готовят заранее, в
секрете от остальных, это могут быть и гости из другой группы.
У детей шапочки с изображением зверят: мишка, белка, ежик, медве-
жонок, зайчонок.
Ведущий: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверя-
та, показывают, что им родители к школе приготовили.
Зайчонок: Мне мама ранец купила.
Мышка: А мне краски разноцветные.
Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.
Ежик: А мне альбом.
Ведущий: Все ребята хотят в школу.
Медвежонок: Эка невидаль, школа, я и без школы все знаю!
Зайчонок: И рисовать умеешь?
Мышка: И писать умеешь?
Ежик: И буквы знаешь?
Медвежонок: Я все знаю, все умею.
Белочка: Тогда прочитай, что здесь написано.
Ведущий: Взял медвежонок (звери улыбаются). А вы, ребята, до-
гадались, почему звери рассмеялись?). (Мишка держал букварь вверх
ногами).