Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и критерии оценки
Для итогового контроля руководителю представляется отчет о практике (Приложение Б), включающий материалы для проведения занятий. C учетом материалов для проведения занятий, содержания отчета и по результатам защиты отчета выставляется зачет с оценкой по педагогической практике, которая фиксируется в ведомости и в зачетной книжке обучающегося в магистратуре.
Критерии оценки итогов практики по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» по программе «Экономика фирмы»
Защита отчета проходит в форме устной презентации итогов практики руководителю практики от кафедры.
Итоги практики с учетом содержания отчета и его защиты оцениваются «зачтено» - «незачтено».
Оценка «зачтено» выставляется если обучающийся представил оформленный в соответствии с требованиями отчет по практике; продемонстрировал высокий уровень развития гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений; своевременно и на высоком уровне выполнил все задания, предусмотренные практикой (что соответствует владения компетенций ПК-14).
Оценка «незачтено» выставляется, если отчет обучающегося не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных выше пунктов.
Оценка выставляется научным руководителем обучающегося, подтверждается в ходе защиты отчета и фиксируется в ведомости и в зачетной книжке обучающегося.
Критерии оценки итогов практики по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» по программе «Экономика и управление фирмой»
Защита отчета проходит в форме устной презентации итогов практики руководителю практики от кафедры.
Итоги практики с учетом содержания отчета и его защиты оцениваются по 5-балльной системе.
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся представил оформленный в соответствии с требованиями отчет по практике; продемонстрировал высокий уровень развития гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений; своевременно и на высоком уровне выполнил все задания, предусмотренные практикой (что соответствует повышенному уровню владения компетенций ПК-11).
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся представил оформленный в соответствии с требованиями отчет по практике; в решении большинства профессиональных задач проявил достаточно высокий уровень гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных и др. умений; в заполнении документов практики и при отчете допущены незначительные ошибки (что соответствует базовому уровню владения компетенций ПК-11).
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся продемонстрировал основные знания психолого-педагогического и методического компонентов программы практики; представил все документы по педагогической практике. В оформлении документов допущены отдельные ошибки (что соответствует пороговому уровню владения компетенций ПК-11).
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не продемонстрировал систематизированных знаний по программе практики, не представил весь перечень отчетной документации по практике.
Оценка выставляется научным руководителем обучающегося, подтверждается в ходе защиты отчета и фиксируется в ведомости и в зачетной книжке обучающегося.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие положения
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности является составной частью учебного процесса обучающихся в магистратуре и выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части развития компетенций студентов, связанных с педагогической деятельностью: применять современные методы и методики в процессе их преподавания.
Производственная практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и является связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления. Для развития компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности предполагает проведение учебных занятий и разработку учебно-методического материала каждым обучающимся в магистратуре.
Целью производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» по программе «Экономика фирмы» является закрепление навыков работы и учебно-методических данных в процессе проведения занятий ( по согласованию с научным руководителем).
Основными задачи практики являются:
- приобретение умений и навыков коммуникации со студентами в устной (во время учебных занятий) и письменной (социальные сети, электронная почта) формах для решения задач профессиональной деятельности (ПК-13);
- приобретение умений и навыков взаимодействия со студенческой группой (ПК-13).
Целью производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» по программе «Экономика и управление фирмой» является закрепление навыков работы и учебно-методических данных в процессе проведения занятий (по согласованию с научным руководителем).
Основными задачами практики являются:
- приобретение умений и навыков коммуникации со студентами в устной (во время учебных занятий) и письменной (социальные сети, электронная почта) формах для решения задач профессиональной деятельности (ПК-11);
- приобретение умений и навыков взаимодействия со студенческой группой (ПК-11).
Обучающийся в магистратуре совместно с руководителем определяет дисциплину и темы, по которым он должен подготовить и провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения.
Совместно с руководителем обучающийся определяет дисциплину или иные виды педагогической нагрузки и темы, по которым он должен провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения. Как правило, тема занятия должна быть связана с темой диссертационного исследования.
Для проведения занятий практикант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.
Педагогическая практика может проходить в следующих формах:
- участие обучающегося в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;
- подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;
- участие в проведении семинаров в диалоговом режиме, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждений результатов проектных работ студенческих команд;
- участие в проверке курсовых и контрольных работ, рефератов, отчетов по практикам студентов;
- другие формы работ, определенные руководителем практики.
После проведения занятия практикант обсуждает его результаты с руководителем, в случае необходимости вносит корректировки в методическое обеспечение занятия.
Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.
5.2 Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки»38.04.01 «Экономика» по программе «Экономика фирмы»
Практика включает:
- помощь преподавателю в проведении занятий в соответствии с утвержденным научным руководителем планом. Обсуждение занятий с руководителем, внесение в случае необходимости корректировок в методическое обеспечение, сбор материалов и подготовка методических указаний для студентов;
- подготовку отчета, включая психологический портрет группы и обзор использованных современных образовательных методов и приемов. Оформление методического материала, использованного в процессе практики.
В результате прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности обучающийся должен:
Знать:
- научные основы организации педагогической деятельности в части обоснования целей, задач и структуры, основные принципы, методологии, методы и современные формы организации педагогического процесса;
- - современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования;
- способы диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.
Уметь:
- применять современные методы и методики в процессе преподавания;
- работать со студентами, применяя различные дидактические технологии.
Владеть:
- навыками использования разнообразных образовательных технологий;
- приемами и методами активизации студентов на занятиях.
В отчетепо практике обучающийся должен:
- описать методы и приемы, используемые на лекционных и практических занятиях;
- разработать и представить лекционный материал и раздаточный материал к лекции;
- разработать и представить материал для проведения практических занятий;
- разработать перечень контрольных вопросов для обучающихся, задачи, кейс и тесты;
- составить психологический портрет группы, где проводятся лекционные и практические занятия;
- описать используемые формы коммуникаций со студентами в процессе проведения лекционных и практических занятий.
5.3. Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки»38.04.02 «Менеджмент» по программе «Экономика и управление фирмой»
Практика включает:
- в течение семестра - помощь преподавателю в проведении занятий в соответствии с определенным научным руководителем планом. Обсуждение занятий с руководителем, внесение в случае необходимости корректировок в материалы к подготовке и проведению занятий;
- подготовка отчета, включая психологический портрет группы и обзор использованных современных образовательных методов и приемов. Оформление материала, использованного в процессе практики.
В результате прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности обучающийся должен:
Знать:
- научные основы организации педагогической деятельности в части обоснования целей, задач и структуры, основные принципы, методологии, методы и современные формы организации педагогического процесса;
- способы диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.
Уметь:
- применять современные методы и методики в процессе их преподавания;
- работать со студентами, применяя различные дидактические технологии.
Владеть:
- навыками использования разнообразных образовательных технологий;
- приемами и методами активизации студентов на занятиях.
В отчетепо практике обучающийся должен:
- описать методы и приемы, используемые на лекционных и практических занятиях;
- разработать и представить лекционный материал и раздаточный материал к лекции;
- разработать и представить материал для проведения практических занятий;
- разработать перечень контрольных вопросов для обучающихся, задачи, кейс и тесты;
- составить психологический портрет группы, где проводятся лекционные и практические занятия;
- описать используемые формы коммуникаций со студентами в процессе проведения лекционных и практических занятий.