Порядок представления отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и критерии оценки

Для итогового контроля руководителю представляется отчет о практике (Приложение Б), включающий материалы для проведения занятий. C учетом материалов для проведения занятий, содержания отчета и по результатам защиты отчета выставляется зачет с оценкой по педагогической практике, которая фиксируется в ведомости и в зачетной книжке обучающегося в магистратуре.

Критерии оценки итогов практики по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» по программе «Экономика фирмы»

Защита отчета проходит в форме устной презентации итогов практики руководителю практики от кафедры.

Итоги практики с учетом содержания отчета и его защиты оцениваются «зачтено» - «незачтено».

Оценка «зачтено» выставляется если обучающийся представил оформленный в соответствии с требованиями отчет по практике; продемонстрировал высокий уровень развития гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений; своевременно и на высоком уровне выполнил все задания, предусмотренные практикой (что соответствует владения компетенций ПК-14).

Оценка «незачтено» выставляется, если отчет обучающегося не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных выше пунктов.

Оценка выставляется научным руководителем обучающегося, подтверждается в ходе защиты отчета и фиксируется в ведомости и в зачетной книжке обучающегося.

Критерии оценки итогов практики по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» по программе «Экономика и управление фирмой»

Защита отчета проходит в форме устной презентации итогов практики руководителю практики от кафедры.

Итоги практики с учетом содержания отчета и его защиты оцениваются по 5-балльной системе.

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся представил оформленный в соответствии с требованиями отчет по практике; продемонстрировал высокий уровень развития гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений; своевременно и на высоком уровне выполнил все задания, предусмотренные практикой (что соответствует повышенному уровню владения компетенций ПК-11).

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся представил оформленный в соответствии с требованиями отчет по практике; в решении большинства профессиональных задач проявил достаточно высокий уровень гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных и др. умений; в заполнении документов практики и при отчете допущены незначительные ошибки (что соответствует базовому уровню владения компетенций ПК-11).

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся продемонстрировал основные знания психолого-педагогического и методического компонентов программы практики; представил все документы по педагогической практике. В оформлении документов допущены отдельные ошибки (что соответствует пороговому уровню владения компетенций ПК-11).

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не продемонстрировал систематизированных знаний по программе практики, не представил весь перечень отчетной документации по практике.

Оценка выставляется научным руководителем обучающегося, подтверждается в ходе защиты отчета и фиксируется в ведомости и в зачетной книжке обучающегося.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие положения

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности является составной частью учебного процесса обучающихся в магистратуре и выполняет функции общепрофессиональной подготовки в части развития компетенций студентов, связанных с педагогической деятельностью: применять современные методы и методики в процессе их преподавания.

Производственная практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и является связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления. Для развития компетенций, предусмотренных образовательным стандартом, производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности предполагает проведение учебных занятий и разработку учебно-методического материала каждым обучающимся в магистратуре.

Целью производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» по программе «Экономика фирмы» является закрепление навыков работы и учебно-методических данных в процессе проведения занятий ( по согласованию с научным руководителем).

Основными задачи практики являются:

- приобретение умений и навыков коммуникации со студентами в устной (во время учебных занятий) и письменной (социальные сети, электронная почта) формах для решения задач профессиональной деятельности (ПК-13);

- приобретение умений и навыков взаимодействия со студенческой группой (ПК-13).

Целью производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» по программе «Экономика и управление фирмой» является закрепление навыков работы и учебно-методических данных в процессе проведения занятий (по согласованию с научным руководителем).

Основными задачами практики являются:

- приобретение умений и навыков коммуникации со студентами в устной (во время учебных занятий) и письменной (социальные сети, электронная почта) формах для решения задач профессиональной деятельности (ПК-11);

- приобретение умений и навыков взаимодействия со студенческой группой (ПК-11).

Обучающийся в магистратуре совместно с руководителем определяет дисциплину и темы, по которым он должен подготовить и провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения.

Совместно с руководителем обучающийся определяет дисциплину или иные виды педагогической нагрузки и темы, по которым он должен провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения. Как правило, тема занятия должна быть связана с темой диссертационного исследования.

Для проведения занятий практикант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.

Педагогическая практика может проходить в следующих формах:

- участие обучающегося в подготовке лекций и проведении практических занятий по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

- разработка инновационных методов проведения занятий со студентами в активных и интерактивных формах;

- подготовка деловых игр, кейсов и материалов для практических работ, составление контрольных задач и тестов по заданию руководителя практики;

- участие в проведении семинаров в диалоговом режиме, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждений результатов проектных работ студенческих команд;

- участие в проверке курсовых и контрольных работ, рефератов, отчетов по практикам студентов;

- другие формы работ, определенные руководителем практики.

После проведения занятия практикант обсуждает его результаты с руководителем, в случае необходимости вносит корректировки в методическое обеспечение занятия.

Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении А.

5.2 Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки»38.04.01 «Экономика» по программе «Экономика фирмы»

Практика включает:

- помощь преподавателю в проведении занятий в соответствии с утвержденным научным руководителем планом. Обсуждение занятий с руководителем, внесение в случае необходимости корректировок в методическое обеспечение, сбор материалов и подготовка методических указаний для студентов;

- подготовку отчета, включая психологический портрет группы и обзор использованных современных образовательных методов и приемов. Оформление методического материала, использованного в процессе практики.

В результате прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности обучающийся должен:

Знать:

- научные основы организации педагогической деятельности в части обоснования целей, задач и структуры, основные принципы, методологии, методы и современные формы организации педагогического процесса;

- - современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования;

- способы диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

Уметь:

- применять современные методы и методики в процессе преподавания;

- работать со студентами, применяя различные дидактические технологии.

Владеть:

- навыками использования разнообразных образовательных технологий;

- приемами и методами активизации студентов на занятиях.

В отчетепо практике обучающийся должен:

- описать методы и приемы, используемые на лекционных и практических занятиях;

- разработать и представить лекционный материал и раздаточный материал к лекции;

- разработать и представить материал для проведения практических занятий;

- разработать перечень контрольных вопросов для обучающихся, задачи, кейс и тесты;

- составить психологический портрет группы, где проводятся лекционные и практические занятия;

- описать используемые формы коммуникаций со студентами в процессе проведения лекционных и практических занятий.

5.3. Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности по направлению подготовки»38.04.02 «Менеджмент» по программе «Экономика и управление фирмой»

Практика включает:

- в течение семестра - помощь преподавателю в проведении занятий в соответствии с определенным научным руководителем планом. Обсуждение занятий с руководителем, внесение в случае необходимости корректировок в материалы к подготовке и проведению занятий;

- подготовка отчета, включая психологический портрет группы и обзор использованных современных образовательных методов и приемов. Оформление материала, использованного в процессе практики.

В результате прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности обучающийся должен:

Знать:

- научные основы организации педагогической деятельности в части обоснования целей, задач и структуры, основные принципы, методологии, методы и современные формы организации педагогического процесса;

- способы диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

Уметь:

- применять современные методы и методики в процессе их преподавания;

- работать со студентами, применяя различные дидактические технологии.

Владеть:

- навыками использования разнообразных образовательных технологий;

- приемами и методами активизации студентов на занятиях.

В отчетепо практике обучающийся должен:

- описать методы и приемы, используемые на лекционных и практических занятиях;

- разработать и представить лекционный материал и раздаточный материал к лекции;

- разработать и представить материал для проведения практических занятий;

- разработать перечень контрольных вопросов для обучающихся, задачи, кейс и тесты;

- составить психологический портрет группы, где проводятся лекционные и практические занятия;

- описать используемые формы коммуникаций со студентами в процессе проведения лекционных и практических занятий.

Наши рекомендации