Математика и применение математических знаний
В соответствии с возможностями детей выделяются несколько уровней образования, при этом каждый должен обеспечивать ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания» умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей.
Предлагается стандартизировать три уровня результата школьного образования для детей с ОВЗ. При этом один из них является цензовым, т.е. в своем результате полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников. Два других уровня несопоставимы в своем результате с цензом.
На каждом уровне образования условно выделяются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Специфика их соотношения является одной из основных характеристик уровня образования.
I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
II уровень школьного образования — нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;
• III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Можно заключить, что представленные уровни образования являются отличными как количественно, так и качественно, вследствие чего могут стать предметом стандартизации. Таким образом, в образовании детей с ОВЗ предметом стандартизации являются:
• конечный уровень школьного образования;
• результаты образования на каждой ступени;
• структура образовательной программы;
• условия получения образования.
2.3. Дифференциация специального стандарта образования детей с ОВЗ — четыре варианта
Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детей с ОВЗ должны быть разработаны варианты специального стандарта. Каждый вариант характеризуется по основным параметрам:
• уровню (итоговому результату) образования и соотношению «академического» и социального компонентов;
• структуре образовательной программы;
• результатам обучения на каждой ступени;
• условиям, которые должны быть созданы для его освоения.
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с вынужденной упрощенностью среды, специально структурированной в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и потому ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в обычную, сложную и разнообразную среду, планомерное расширение его жизненного опыта и обогащение социальных контактов.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый) Третий вариант не предполагает получения цензового уровня образования: в структуре содержания «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в коллективе сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья. Среда и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду. Смыслом этой работы является поэтапное и планомерное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень)
Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. При значительном упрощении «академического» компонента образования обеспечивается максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями в развитии. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное, поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Представленные варианты специального стандарта рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню, структуре, результатам и условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Таким образом, при разработке специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ применительно к каждому варианту должны быть представлены: характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный), требования к структуре образовательной программы; требования к результатам школьного образования на каждой его ступени, требования к условиям получения образования. В их дифференциации, в соответствии с нуждами детей состоит специфика разрабатываемого специального государственного стандарта образования детей сОВЗ.
Отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей состоит и в том, что специальный стандарт может быть представлен только в описании его вариантов, которые и являются интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования.
2.4. Требования к структуре основных образовательных программ
Проект специального дифференцированного стандарта образования детей с ОВЗ является основой для разработки структуры основной образовательной программы для каждой категории детей.
Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина — введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура основной образовательной программы должна быть единой, хотя результаты образования могут различаться по уровню.
В связи с этим в структуре образования детей с ОВЗ во всех вариантах стандарта предполагается сохранить пять основных, традиционно выделяемых, областей образования.
• язык — речевая практика;
• математика — практика применения математических знаний;
• естествознание — практика взаимодействия с окружающим миром;
• знания о человеке — практика личного взаимодействия с людьми;
• обществознание — практика жизни в социуме.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: - «академический» и формирование жизненной компетенци.
Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
•«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом мы полагаем, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
Для всех вариантов стандарта едиными являются пять областей образования с общей для всех них двухкомпонентной структурой. Сквозными для всех вариантов стандарта являются и раскрывающие области образования содержательные линии обучения. Варьируются при этом требования к результатам их освоения на каждой ступени образования.
На начальной ступени школьного образования в каждой области предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и компонент жизненной компетенции:
Язык и речевая практика
1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.
2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Математика и применение математических знаний
1. Овладение началами математики (например, понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).
2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т. д.).
3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.