Уважает и понимает участников образовательного процесса;

Мастерская учителя ХХI века

Крупномасштабные изменения социально-политической жизни России, переосмысление ценностной базы, обновление архитектоники современного культурного пространства, переоценка функций и приоритетов образования, осознание особенностей русской национальной школы предопределили необходимость детального обсуждения и незамедлительного решения вопроса о специфике формирования и становления педагогического профессионализма.

Пристального внимания сегодня заслуживают инновации в сфере высшего образования, поскольку подготовка учителя ХХI века должна не только соответствовать высокому уровню достижений человеческого разума в мировом масштабе, но и предвосхищать прогрессивные тенденции развития образовательной системы. Инновационные процессы в первую очередь должны затрагивать подготовку учителей-словесников, поскольку ведущие концепты реформирования отечественной образовательной системы (антропоцентризм, ментальность, культуросообразность, гуманизм и гуманитарность) напрямую связаны с концептосферой их профессиональной деятельности. Именно языку (слову) как аккумулятору культурных, духовных, эстетических ценностей принадлежит ведущая роль в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Именно язык демонстрирует систему парадигматических и синтагматических отношений (как собственно лингвистических, так и экстралингвистических) разнообразных иерархически организованных знаковых единиц, обслуживающих все существующие области знания, и координирует взаимосвязь между ними.

Профессиональная подготовка учителей-словесников осуществляется путем овладения теорией и педагогическими умениями и навыками. Последние приобретаются в процессе педагогической практики. Выпускник филологического факультета педагогического вуза в соответствии с получаемой специальностью должен вписаться в инновационный режим современных образовательных учреждений, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм обучения и воспитания, быть готовым к экспериментально-поисковой работе как с группой детей, так и индивидуально с каждым.

В системе подготовки учителя-словесника центральную позицию занимают собственно предметные методики, инициирующие интеграцию всех полученных ранее знаний (лингвистического, литературного, культурологического, социально-философского, психолого-педагогического блоков) на более высоком, профессиональном, уровне и обеспечивающие реальные условия для полноценного функционирования и развития многоэтапной педагогической практики.

Подготовка студентов к педагогической практике предполагает взаимодействие всех кафедр филологического факультета НГПУ. Ответственность за её организацию и проведение лежит на кафедре теории и методики обучения русской словесности — ТиМОРС (заведующий кафедрой — доцент В. А. Ханов, руководитель практики — старший преподаватель И. И. Моисеева).

Педагогическая практика на филологическом факультете имеет славную многолетнюю историю. Имена многих студентов-выпускников, с честью прошедших «огонь, воду и медные трубы» педагогической практики, вписаны в летопись нижегородского учительства. Как правило, именно педагогическая практика оказывается решающей в окончательном профессиональном самоопределении личности и её дальнейшем саморазвитии и самовыражении.

Пояснительная записка

Педагогическая практика студентов и бакалавров филологического факультета способствует созданию благоприятных условий для профессионализации, самоидентификации и личностного развития будущих учителей русского языка и литературы, формирования их профессиональной компетентности.

В связи с изменением стратегии высшего образования (переходом от передачи готовых «рецептов» к созданию условий для становления педагогического мировоззрения, к развитию сознания через взаимопроникновение педагогической теории и практики, взаимодействие личностных, мотивационных и деятельностных компонентов субъектов образовательного процесса), методическая система рассматривается как органическое единство, реализующее сущностные характеристики педагогического мировоззрения: знания, убеждения, действия.

Результаты педагогической практики представляют информацию о том, насколько выпускник филологического факультета педагогического университета:

ГОТОВ к решению профессиональных задач (в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2000 года по специальности 032900 «Русский язык и литература», по направлению 540300 «Филологическое образование»);

КОМПЕТЕНТЕН в областях гуманитарных знаний (филология, лингвистика, педагогика, общая психология, возрастная психология, социальная психология, физиология, культурология, этнокультурология, этнопсихология, психолингвистика, дидактика, методика преподавания, технология обучения, экология, политология, история и т. д.);

ЗАИНТЕРЕСОВАН в собственном профессиональном и личностном развитии, в повышении социальной значимости и перспективности профессиональной педагогической деятельности;

СПОСОБЕН к творчеству, взаимообогащающему сотрудничеству, исследовательской деятельности;

ЛЮБИТ И ЦЕНИТ национальную культуру и историю;

Уважает и понимает участников образовательного процесса;

Наши рекомендации