Предупреждение и лечение тепловых повреждений у бегунов-марафонцев
Как уже указывалось, повышенная температура воздуха — совсем не обязательный фактор для развития тепловых поражений у бегунов-марафонцев. Основной причиной чрезмерного повышения температуры тела является функциональная несостоятельность механизмов теплорассеивания, развивающаяся по ходу бега. Однако существует ряд внешних и внутренних факторов, отягощающих «работу» механизмов тепловыделения-теплообмена и способствующих перегреванию.
К внешним факторам можно отнести температуру воздуха более 25°С, влажность — более 70%, высокую солнечную радиацию, безветрие.
Организаторы внутрисоюзных соревнований часто не учитывают влияния этих факторов на результативность и здоровье бегунов и проводят состязания по марафону в самое неблагоприятное время дня: по жаре и солнцепеку. В качестве мер, уменьшающих негативное влияние на организм неблагоприятных внешних условий, можно порекомендовать майки-сеточки, увеличивающие обдув бегуна и способствующие улучшению теплоотдачи. В ясную солнечную погоду можно надевать солнцезащитную шапочку. Однако в вечернее время такая шапочка только затруднит охлаждение головы потоками воздуха.
Кроме внешних предрасполагающих факторов существует возможность повышенной восприимчивости отдельных бегунов к перегреванию. В этой связи известно, что обязательные медосмотры накануне старта в марафоне были введены после трагической гибели от теплового удара португальского бегуна Лазаро на Олимпийских играх в 1912 году. К сожалению, и в настоящее время ни путем осмотра, ни с помощью используемых тестов нельзя точно установить атлетов, подверженных риску получения теплового удара. Повышению индивидуальной восприимчивости к перегреванию способствуют резкая перемена погоды от холода к теплу и отсутствие акклиматизации к жаре у данного бегуна, сочетание слабой подготовленности и высоких спортивных амбиций, предстартовое обезвоживание, переутомление, недосыпание, вегетососудистая дистония. различные лихорадочные состояния (простуда, реакция на прививку, солнечный ожог и т. п.).
Таблица 22
Состояние и симптомы при развитии перегревания
(по данным зарубежных авторов)
Состояние (синдром) | Tрек. °C | Симптомы |
Чрезмерное перегревание | 40–40,55 | Ощущение пульсирующего сжатия в висках. Озяблость отдельных частей тела — «гусиная кожа» (пилоэррекция), «стянутость» участков кожи с волосяным покровом (парэстезия). Сухость кожи под мышками. Судороги отдельных групп мышц. |
Тепловое истощение | 40,55–41,1 | Резкое наступление мышечной слабости, провалы в восприятии. Дезориентация во времени и пространстве, потеря равновесия, пошатывание. Душевное смятение, рассеянность. Неадекватность поведенческих реакций (ступор, агрессивность, «стеклянные глаза», резкое побледнение). |
Тепловой удар | 41,1–41,5 | Снижение или повышение потоотделения. Потеря сознания — коллапс, ступор или агрессивность, бред, «стеклянные глаза», анархия вазоэмоций. Выраженная ферментемия более 48 часов |
41,5–42,0 | «Гиповолемический шок». Диссимилирующая внутрнсосудистая коагуляция. АД 80–60 Отек легких, апоплексия |
К тепловым повреждениям при занятиях спортом относят: тепловые судороги, тепловое изнурение, тепловой обморок, тепловой удар. По сути, состояния, которые развиваются в организме при перегревании, постепенно переходят одно в другое по мере повышения температуры тела. Между ними нет резкой грани: симптомы, наблюдающиеся при одном синдроме, могут усиливаться при другом. Причем температура тела — лишь относительный критерий: при ректальной температуре в 41°С один спортсмен способен продолжать быстро бежать, а у другого при такой температуре уже возникает тепловой коллапс. Эти обстоятельства следует учитывать при рассмотрении приводимой ниже сводной таблицы симптомов-синдромов степени перегрева и ректальной температуры тела, соответствующей этим состояниям (табл. 22, рис. 29).
Авторы допускают принципиальную ошибку: ОЦК в результате обезвоживания при беге не страдает, т. е. не происходит уменьшение объема циркулирующей крови по абсолютной величине. Просто в результате повышения Тр расширяются венозные сосуды кожи и происходит постепенный «сброс» крови на периферию нижней части тела. В кожных сосудах кровь течет медленнее, чем в других частях тела, т. е. речь идет о некотором «функциональном депонировании» или «застое» крови в венах кожи, из-за чего страдает венозный возврат в сердце — уменьшается ударный объем, растет пульс и затем рефлекторно уменьшается кожный кровоток, что способствует повышению Трек.
Тепловые судороги — непроизвольный, болезненный спазм отдельных мышечных пучков (чаще в икроножных мышцах и в мышцах задней поверхности бедра). Сами по себе судороги не опасны, но значительно увеличивают теплопродукцию мышц, что, в свою очередь, способствует перегреванию. Природа мышечных судорог во время продолжительной работы окончательно не выяснена. Исследования последних лет показывают, что основными причинами являются электролитные нарушения на уровне клеточной мембраны, а также прямое действие тепла на клетку и передачу нервного импульса (D. L. Costill, 1978, Салтинии Съегард,1982, Israel, 1983). Долгое время судороги во время работы связывали с потерей солей (в основном натрия) в результате потоотделения. И сейчас еще врачи-клиницисты на финише марафона пытаются снимать мышечные спазмы введением солевых растворов.
Однако, как уже указывалось, пот марафонца отличается низким содержанием солей. Причем, чем выше тренированность, тем более разбавлен пот по отношению к плазме крови (Senacy, 1978, Costill, 1978). Во время потоотделения организм спортсмена теряет относительно больший процент своих водных запасов, чем минеральных, и концентрация солей в крови повышается (а не понижается, как это считают многие). Введение солевых растворов на финише — это бесполезная потеря драгоценного времени.
На дистанции борьба с судорогами в основном сводится к снижению темпа бега (и, следовательно, темпа теплопродукции), локальному массажу мышц, устранению водного (но не солевого!) дефицита. На практике бегуны иногда используют укол булавкой в спазмированную мышцу, и, хотя научных подтверждений эффективности этого метода не имеется, спазм, как правило, снимается.
Тепловое изнурение — это комплекс нарушений в физической и психической сфере, вызываемый повышением температуры тела (свыше 40–40,5 градусов) и обезвоживанием (более 3% веса тела).
Начальные признаки теплового изнурения: мышечная слабость, судороги, заметное ухудшение координации движений. При нарастании обезвоживания и перегревания появляются симптомы-предвестники теплового удара: ощущение пульсирующего сжатия в висках, тошнота, озяблость («стянутость» участков кожи с волосяным покровом вплоть до вздыбливания волос на теле — «гусиная кожа»). При появлении данных признаков (обычно после 26–36 км бега) следует снизить темп, принять меры по возмещению потерь жидкости и охлаждению. В противном случае в результате нарушений в психической сфере бегун вскоре перестает адекватно оценивать ситуацию. Его поведение становится иррациональным: он может заблудиться на дистанции, отказаться от питья, повысить темп бега и т. п. Такой бегун выделяется шатающейся походкой, сухой, синюшно-серого цвета кожей и остановившимся, остекленевшим взглядом. Судьи и медперсонал должны немедленно снимать с дистанции спортсменов с подобными признаками. В это время пострадавшие могут стать апатичными, не отвечать на вопросы или же наоборот, — истеричными, агрессивными, даже нападать на обслугу, пытаясь вырваться и продолжить бег. Следует подчеркнуть, что для спортивной результативности сами по себе отклонения в психической сфере имеют не меньшее значение, чем одно только снижение физической работоспособности как таковой.
При дальнейшем нарастании перегревания организм уже не в состоянии компенсировать накопление тепла. Происходит потеря сознания — тепловой обморок (коллапс). Наблюдается картина циркуляторного шока, бред, галлюцинации (Шиболет, 1976, Israel, 1983). Отсутствие такого «классического» симптома теплового удара, как прекращение потоотделения, а также жары, часто приводит к гиподиагностике. (Ранее считалось, что тепловому удару непременно сопутствует резкое снижение и прекращение потоотделения). Диагностическими критериями теплового удара являются: нарушение функций центральной нервной системы на фоне повышения температуры тела свыше 40,3–41,5 градусов. Со стороны сердечно-сосудистой системы — гипотензия (систолическое давление может снижаться до 60–80 мм рт. ст.) и тахикардия (ЧСС равна 100–160 уд/мин.), но может наблюдаться и брадикардия — 40–50 уд/мин. Локальные мышечные спазмы могут переходить в общие конвульсии. Периоды ступора и потери сознания могут перемежаться с периодами бреда, галлюцинациями, агрессивными действиями по отношению к медперсоналу.
В последние годы в качестве непосредственной причины теплового удара выдвигается острая функциональная несостоятельность аппарата сердечно-сосудистой регуляции (Хаббард, 1979, О’Доннелл, 1978). После возникновения теплового коллапса в результате патологического спазма, а затем расширения сосудов кожи страдает «вывод» тепла с током крови на поверхность тела, тепло лавинообразно накапливается в организме. Одновременно наблюдаются нарушения кровоснабжения мозга, почек, печени, сердца и других органов. В дальнейшем в результате прямого действия тепла и циркуляторной недостаточности клетки этих органов могут серьезно повреждаться, о чем свидетельствует более чем 10-кратное увеличение в крови активности клеточных ферментов, наблюдаемое при тепловом ударе (Gisolfi, 1977). В тяжелых случаях происходит «склеивание» эритроцитов и образование «сладжа» — эритроцитной «грязи», что соответствует синдрому ДВК (диссимилированная внутрисосудистая коагуляция). Пациенты погибают от острого отказа почек (закупорки их эритроцитной «грязью») или кровоизлияний в мозговой ткани (Shobolet, 1976).
В срочной медицинской помощи при тепловом изнурении и тепловом ударе на первом месте стоит охлаждение тела (до температуры 39–38°, когда пациенты приходят в сознание). Повреждения внутpенних органов прямо зависят от степени гипертермии и ее продолжительности. Считают, что промедление с началом охлаждения в 1 час снижает шансы на выздоровление 1:2 (Israel, 1983). Наиболее эффективно охлаждение с помощью обдува вентиляторами теплым (до 50°С) воздухом (Collins, 1985). Это способствует движению слоев воздуха над кожей и испарению выделяющегося пота. В случае «сухой» кожи дополнительно напыляют воду на поверхность тела, имитируя потоотделение. Охлаждение грелками со льдом проигрывает в эффективности вышеуказанному методу. Холодная ванна, так же как и холодный обдув, противопоказана. Резкое охлаждение кожи такими процедурами вызывает спазм кожных вен, резкое (сокращение кожного кровотока (централизации крови), снижение «вывоза» кровью тепла на поверхность, и в конечном счете приводит к дополнительному повышению температуры тела. Одновременно с охлаждением производится внутривенное введение препаратов, повышающих объем циркулирующей крови (типа реополиглюкина), восстанавливающих кровообращение в органах и повышающих артериальное давление. Кроме того, введение плазмозаместителей позволяет корригировать общее обезвоживание организма у пациентов, находящихся без сознания. Некоторые авторы (Гейлор, 1986) рекомендуют в этих случаях делать переливание крови. Требуется также быстро снять судороги, способствующие термогенезу. Здесь эффективны препараты-релаксанты (седуксен, реланиум, калипсол, оксибутират натрия). Растворы соли показаны в более поздние часы в случае развития циркуляторной гипоксии тканей и нарушения кислотно-щелочного равновесия. Препараты, стимулирующие работу сердца, назначаются по показаниям. Не следует многого ожидать от средств, снижающих температуру тела, типа аспирина — их эффективность в данном случае сомнительна.
Если тепловой удар лечится правильно и быстро, то при отсутствии осложнений спортсмен через 48 часов может быть выписан из больницы.
В заключение следует сказать, что марафон — это не увеселительная прогулка: мышечные судороги, дезориентация и другие симптомы перегрева знакомы каждому опытному марафонцу, однако мало кто из них имел в своей биографии тепловой удар. Хорошая тренированность, повышенная тепловая устойчивость марафонцев — залог благополучного завершения дистанции в любых погодных условиях.
Множество ложных взглядов стало догмами, потому что они утверждались в паре с чем-нибудь другим, неопровержимым.
Б. Пастернак