Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (А) вычисляется по формуле:
К = Общее число сделанных положительных выборов Общее количество испытуемых
Для нашего примера К= 60 : 10 == 6.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» — Володина Г.;
«Предпочитаемые» — Ладзина Н.;
«Принятые» — Иванов С., Петров Д., Сарченко С., Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
«Непринятые» — нет;
«Отвергнутые» — АлександровП., Самойлова Т.
•Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
КВ=Количество взаимных выборов Общее число выборов
. В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%.
Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
2.2.7. МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»
(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверж-
дения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние
взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом
просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
2.2.8. МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Ход проведения. Каждому педагогу, школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
1. Дружелюбие 2. Согласие 3. Удовлетворенность 4. Увлеченность 5. Результативность б. Теплота взаимоотношений 7. Сотрудничество 8. Взаимная поддержка 9. Занимательность 10. Успешность | Враждебность Несогласие Неудовлетворенность Равнодушие Нерезультативность Холодность взаимоотношений Отсутствие сотрудничества Недоброжелательность Скука Неуспешность |
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.