Совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)

Повторенье - мать ученья.

Пословица

Зайцев Всеволод Николаевич - автор программы. МОиПО. "Преемствен­ность", кандидат педагогических наук.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, про­никающая.

По типу управления: система малых групп + программное управление.

По организационным формам: классно-урочная + индивидуальная + диффе­ренцированная.

По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + развивающая.

По направлению модернизации: методическое усовершенствование и дидакти­ческое реконструирование.

По категории обучаемых: массовая + виктимологическая + работа с трудными.

Целевые ориентации

• Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.

• Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).

• Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).

• Повысить орфографическую грамотности в 2 раза (1-3, 5-7-е классы).

• Обучить пересказу (перевод 90 % двоечников на нормативный уровень).

• Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3, 5-е классы).

• Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90 %).

Концептуальные положения

• Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение.

• Психологической причиной того, что дети плохо читают и считают, является недостаточность оперативной памяти.

• Основой технологии развития общеучебных умений должна служить диагно­стика и самодиагностика.

• Преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений.

Процессуальная характеристика

Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов:

упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы.

Подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указа­нию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предме­тов, слушание и рассказывание.

Оптимальное чтение - это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктан­ты по И. Т. Федоренко (ежедневно); жужжащее чтение; артикуляционные упражне­ния; пересказ содержания; составление вопросов по тексту; чтение перед сном.

Увеличение быстроты письма: уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм.

Повышение орфографической грамотности: диагностические диктан­ты; применение игровых словариков; обучение пересказу.

Совершенствование вычислительных умений: усвоить таблицы умно­жения; увеличить частоту тренировок; упражнения с демонстрационными карточ­ками, сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти).

Сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой; ежедневные короткие упражнения; летние задания для пере­шедших в 5-й класс.

Общеорганизационные рекомендации:

• диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки;

• деление учебного года на 3 части —триместры;

• организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе;

• оптимально оценивать: применять в 1-2-х классах только отметки «хорошо» и «отлично»;

• стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного.

Литература

1. Баева Т. В. Игровой словарик. - Самара, 1995.

2. Зайцев В. Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. -1989. - № 8.

3. Зайцев В. Н. Вычислительные умения // Народное образование. - 1991. - №3.

4. Зайцев В. Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола, 1992.

5. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М. : Просвещение, 1991.

6. Зайцев В. Н. С чего начать. - Донецк, 1995.

7. Зайцев В. Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.

8. Зайцев В. Н. Умножение и деление. - Самара, 1995.

9. Зайцев В. Н. , Разин А. Ф. и др. Мамина школа. - Донецк, 1995.

Наши рекомендации