Методика формирования у школьников умений и навыков применять правовые знания на практике
Билет 11 (новый 9)
1.Казенное учреждение: понятие, порядок финансирования, ответственность.
Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.
Порядок финансирования: финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Каз.учрежд. не имеет право предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты каз.учреждениям не предоставляются.
Ответственность: отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных ден.средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. При недостаточности лимита бюджетных обязательств доверенных каз.учреждениям для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени субъекта РФ отвечает орган гос.власти осуществляющий бюджетные полномочия глав распорядителя бюд.средств в ведении которых находится соответствующее каз.учреждение.
Комплексные институты отраслей образовательного и трудового права.
Комплексные институты – это правовые институты, содержащие нормы 2-х и более отраслей права. В целях установления особенностей регулирования труда для работников образовательной сферы и прежде всего педагогических работников в Законе РФ «Об образовании», по вопросам трудового права закреплены следующие институты: 1) компетенция образовательных учреждений в сфере трудового права; 2) особые требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность; 3) особенности трудового договора в образовательной сфере; 4) особенности оплаты труда педагогических работников; 5) особенности регулирования отношений, связанных установлением продолжительности рабочего времени и времени отдыха; 6) академические свободы, а также дополнительные гарантии и социальные льготы педагогическим работникам; 7) порядок применения дисциплинарных взысканий к работникам образовательных учреждений. Особенности применения трудового права в образовательной сфере закреплены и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Им регулируются отношения, связанные с избранием ректора вуза, порядок конкурсного замещения должностей научно-педагогических работников в вузах, льготы, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в вузе с работой.
Нужно иметь ввиду, что комплексными нормами трудового права регулируются далеко не все трудовые отношения в сфере образования. Значительная часть их регулируется трудовым законодательством напрямую, без какой-либо конкретизации и дополнения применительно к образовательной сфере. Напрямую в сфере образования действуют нормы таких институтов, как трудовая дисциплина, охрана труда, труд женщин, труд молодежи, трудовые споры, порядок организации и деятельности профессиональных союзов, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Методика формирования у школьников умений и навыков применять правовые знания на практике
Одна из особенностей права – это практико-ориентированный характер.
Практические методы правового обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относят упражнения, решения правовых задач, работа с источниками правовой информации.
Мы должны научить уч-ся применять умения и навыки на практике, т.е.:
1. Научить работать уч-ся с юр. документом
2. Научить решать типичные ситуации с точки зрения права. Эти типичные ситуации должны разбираться на уроке. Может применяться кейс-метод. Кейсы – типичные ситуации, кот. имеют неск. выходов как правового, так и не правового характера.
3. Научить ребенка пользоваться правовым решением
4. Научить применять закон, применять варианты.
5. Научить применять знания в измененных ситуациях.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления правовых знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, графиков, плакатов, таблиц и т.д. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или
творческий характер.
Работа с источниками правовой информации – важнейший метод обучения.
Билет 12 (новый 10)