Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. €

Экзамен будет в виде теста, но готовимся к нему по вопросам. Жирным шрифтом выделены основные источники, в которых будет самый необходимый материал. На двух занятиях (будут 2 лекции) весь материал проговорим, если заранее почитаете, то будет легко.

Вопросы к экзамену

  1. Научные основы методики развития речи и ознакомления с окружающим миром.

2. Рекомендации к речевому поведению педагога-дефектолога и воспитателя группы.

3. Задачи и содержание ознакомления дошкольников с окружающим миром с учетом возрастных особенностей их развития.

4. Методика работы по формированию представлений о живой и неживой природе.

5. Методика ознакомления дошкольников с предметным миром в специальном дошкольном учреждении

6. Особенности работы по формированию представлений о социальном мире в специальном дошкольном учреждении

7. Особенности работы по формированию представлений о себе, о сверстниках, о своей семье.

8. Цель, задачи, принципы развития речи детей в специальных дошкольных учреждениях.

9. Тематика занятий. Требования к организации занятий.

10. Основные средства развития речи дошкольников с отклонениями в развитии

11. Задачи, принципы словарной работы и ее содержание в специальных дошкольных учреждениях.

12. Методика проведения занятий с игрушками в разных возрастных группах.

13. Работа над смысловой стороной слова в разных возрастных группах.

14. Приемы раскрытия значений многозначных слов.

15. Основные задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с нарушениями развития.

16. Методика формирования морфологической стороны слова.

17. Методика формирования синтаксической стороны речи.

18. Методика формирования способов словообразования.

19. Понятие «связная речь». Формы связной речи и особенности их развития у детей.

20. Разговорная речь как основной метод обучения диалогу в повседневном общении.

21. Беседа как метод обучения диалогу (классификация, характеристики и особенности проведения).

22. Рассказывание по игрушкам.

23. Рассказывание по картинам.

24. Рассказывание из опыта.

25. Творческое рассказывание.

26. Пересказ как метод обучения монологу (особенности подбора произведений, требования к пересказу, методика обучения в разных группах).

27. Факторы и закономерности развития речи, их характеристика.

28. Речевые логические задачи (загадки) как средство умственного и речевого развития детей.

Литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

4. Воробьева В.Н. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ: Астрель, Транзиткника, 2006. – 158 [2] с.

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М., Просвещение, 1981.

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., Просвещение, 1987.

8. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., Просвещение, 1986.

9. Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. – 1996. - № 4. – С.84-88.

10. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения (методические рекомендации) // Дефектология. – 2000. - № 2. – С. 92-96.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

12. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

13. Козина, Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. Учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Козина. - М.: Прометей, 2011. - 488 с. - ISBN 978-5-7042-2262-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105797

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 160 с.

15. Кузнецова Т.Г. Формирование фразовой речи умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1995. - № 1. – С. 71-79.

16. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - № 6. С. 10-18.

17. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01668-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55845

18. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1996.

19. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И.Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985.

20. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 3. – С. 52-56.

21. Скоробогатова, А.И. Методика развития речи: учебное пособие / А.И. Скоробогатова; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический, Кафедра педагогической психологии и педагогики. - Казань: Познание, 2014. - 119 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364194 (25.11.2015).

22. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – Минск, Нар. асвета, 1989.

23. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.

24. Старикова З.А. Из опыта работы учителя-дефектолога дошкольного учреждения с аутичным ребенком // Дефектология. – 2000. - № 6. – С. 75-76.

25. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1994. - № 5. – С. 62-66.

26. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10. 1990. – С. 16-21.

27. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд. Психотерапии, 2001.

28. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

29. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М., 1993.

30. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997.

Наши рекомендации