Функции художественного совета

Руководство самодеятельным творчеством в культурно-досуговых учреждениях

Административное руководство самодеятельным творчеством в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культу­ры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществля­ется художественным советом.

Художественный совет — это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной само­деятельностью. Возглавлять художественный совет могут:

— заместитель директора ДК;

— художественный руководитель ДК;

— работник культуры, не работающий в данном ДК.

В состав художественного совета входят:

— заместитель директора ДК;

— методист отдела художественной самодеятельности;

— руководители ведущих коллективов самодеятельного твор­чества ДК;

— главный художник, балетмейстер, режиссер;

— главный бухгалтер ДК;

— представители профессиональных учреждений искусства;

— представители общественных организаций;

— спонсоры.

Функции художественного совета

1. Художественно-творческая:

— обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятель­ности коллективов;

— разработка программ, проведение мероприятий;

— оказание методической помощи в деятельности коллективов;

— участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования — утверждение и корректировка пла­на всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руковод­ство народным самодеятельным коллективом может осуществлять­ся художественным советом при самом самодеятельном коллекти­ве, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается директором (заведующей) клуба, дома, дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено самодеятельным творчеством — это художественный руководитель ДК.

Художественный руководитель — это организатор художе­ственно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творче­ства и оказывать методическую помощь руководителям самодея­тельных коллективов. Часто он сам является руководителем како­го-либо коллектива самодеятельного творчества.

■ Функции художественного руководителяСовпадают с функциями художественного совета:

— планирование деятельности самодеятельных коллективов;

— методическая помощь самодеятельным коллективам;

— планирование программ;

— организаторская функция;

— функция контроля.

Непосредственное руководство самодеятельным коллективом осу­ществляет руководитель — это специалист в каком-либо жанре ис­кусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

■ Функции руководителя самодеятельного коллектива:

— художественно-творческая;

— воспитательная;

— организаторская;

— планирования;

— контроля.

В связи с тем, что участие в самодеятельности — это добро­вольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хо­рошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою дея­тельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способ­ности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя организовать успешный творческий пРоцесс будет невозможно.

«Руководить — значит приводить сотрудников к успеху и само­реализации» (В. Зигерт, Л. Ланг).

Качества руководителя

Первая группа — профессиональные — используемые им мето­ды и приемы управленческой деятельности.

Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества чело­века (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфе­ра вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особен­ностями:

— во-первых, она — фундамент, на котором строится професси­ональная управленческая компетентность руководителя;

— во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить ха­рактер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководи­теля является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно, то есть, заранее определяя воз­можные трудности и способы их преодоления;

б) системно, то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно, отличая действительные факто­ры от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно, сочетая преимущества на­копленного опыта с оригинальными новаторскими методами ру­ководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и прини­мать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно, добиваясь поставлен­ной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель самодеятельного коллектива в совре­менных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются со­временному менеджеру.

■ Требования, предъявляемые менеджеру:

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, вклю­чая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно со­четаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и посто­янно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

■ Роли менеджера:

— администратор (наблюдать за исполнением);

— плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью ко­торых другие достигают цели);

— политик (устанавливать цели и линию поведения в группе);

— эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему досто­верной информацией);

— представитель группы во внешней среде;

— регулятор отношений внутри группы;

— источник идей, информации, поощрения, наказания;

— судья и миротворец;

— диктатор;

— «отец» или «мать»;

— «козел отпущения».

Существует три классических стиля руководства. Стиль руковод­ства — типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется центра­лизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель еди­нолично принимает решения, жестко определяя деятельность под­чиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориен­тирован на решение производственных задач, не доверяет подчи­ненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства - децентрализация вла­сти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии ре­шений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятель­ность подчиненных контролируется не только властью руководите­ля, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характе­ризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения ра­бот. Руководитель, использующий данный стиль, характеризуется следующими качествами:

— дела пускает на самотек;

— действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

— консервативен;

— никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчи­ненного;

— склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

— критику выслушивает, соглашается, но ничего не предприни­мает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универ­сальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным ка­чеством руководителя является владение разными стилями, гиб­кое использование их в зависимости обстановки.

3. Положение о любительском объединении, клубе по интере­сам. Утверждено ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерством культуры СССР № 05/15-38ст от 30.05.1986.

4. Примерное положение о коллективах художественной само­деятельности и техническом творчестве (1978 г.).

Тема 3. Информационно-методическое обеспечение самодеятельного творчества

Информационно-методическое руководство социально-куль­турной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомствен­ных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Ин­формационно-методическое руководство СКД как система вклю­чает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методи­ческого руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

— работников культурно-досуговых учреждений;

— актив, т.е. общественных организаторов купьтурно-досуговой деятельности;

— работников методических служб низшего уровня (методичес­ких кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в ши­рокую практику купьтурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

— методические учреждения и органы высшего руководства;

— кадры, осуществляющие методическое руководство культур-но-досуговой деятельностью на всех уровнях;

— научные знания и технологии культурно-досуговой деятель­ности, которые выступают по отношению к практике как непосред­ственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

— материально-техническое обеспечение, позволяющее посто­янное внедрение нововведений в практику и творческий поиск но­вых, прогрессивных форм и методик;

— информационные системы;

— финансовое обеспечение системы методического руководства;

психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстети-ческие и социальные предпосылки для осуществления методичес­кого руководства.

Государственная система методического руководства в советс­кий период включала в себя всесоюзный, республиканские, област­ные (краевые, окружные, автономные), городские научно-методи-ческие центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-про­светительных учреждений и общественные органы — художествен-ный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В нача­ле 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творче­ства и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реор­ганизовался в три структуры:

— Российский государственный дом народного творчества;

— Российский государственный дом фольклора;

— Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени — ин­формационно-аналитический отдел областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко(начальникотдела— Е.А. Стефашова).

3. Методические кабинеты при районных домах культуры.

В структуру ОНМЦ обязательно входит отдел народного творче­ства, сотрудники которого ведут работу научно-методического цен­тра по разделу «народное творчество», накапливают, систематизи­руют и изучают статистические, отчетные, творческие материалы о художественной самодеятельности.

Участвуют в проведении научных и социологических исследова­ний по проблемам народного художественного творчества, разра­батывают комплекс первоочередных и перспективных организаци­онных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. меро­приятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танце­вального, изобразительного, кино-, фотоискусства, оркестров ду­ховых и народных инструментов, эстрадных и симфонических орке-стРов, вокально-инструментальныхансамблей. Осуществляет кон-тРоль и оказывает всемерную помощь в работе клубных учрежде­ние художественной самодеятельностью. Поддерживает контак-ТЬ| °о всеми творческими организациями других ведомств, союза­ми, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит мето-

Наши рекомендации