Ученик демонстративно заявил, что не готовится к вашим уро­кам и пропускает

ЗАНЯТИЕ 1

Семинар-рассказ «Такой я есть...»

Расскажите о себе в течение 3—4 минут, выделив самое главное в характеристике своей личности и жизни, что могло или сможет по­влиять на вас как будущего педагога. План выступления может быть любой. В случае затруднений можете воспользоваться следующей схе­мой.

— Где и в какой семье вы родились? В какой школе учились?

— Что было самым главным в вашей жизни?

— Каково самое большое достижение в вашей жизни? Самое цен­ное?

— Какой вклад вы внесли в свою семью, общество, мир?

— Какие у вас были основные трудности и разочарования?

— Каким бы вы хотели, чтобы вас помнили?

— О чем вы сожалеете?

— Как вы попали именно в этот вуз?

Цель этого занятия — знакомство друг с другом, развитие комму­никативных способностей студентов и культуры речи. Желательно за­писать эти выступления на магнитофонную пленку и затем коллек­тивно обсудить их, выявив позитивные и негативные моменты общения.

— Ваши интересы, увлечения и как они менялись с возрастом?

— Что было самым главным в вашей жизни?

— Какие личные качества помогают вам больше всего в личных ситуациях?

— Какие качества близких людей вызывали у вас уважение и вос­хищение?

— Что способствует вашему сближению с людьми и что усложня­ло ваши взаимоотношения?

ЗАНЯТИЕ 2

Семинар «Познай себя»

— Какие ваши личные качества важны в педагогической деятельности?

— Что предпринять, чтобы стать идеальным учителем?

Поделитесь своими «открытиями» и умозаключениями со всей группой. Зафиксируйте свои основные личностные характеристики.

ЗАНЯТИЕ 3

Семинар «Посмотри на себя со стороны»

Пользуясь приложениями 6—19, посмотрите на себя глазами ок­ружающих. Сопоставьте этот «фоторабот» с тем, который вы получи­ли на предыдущем занятии. Постарайтесь ответить на следующие во­просы:

— Умеете ли вы слушать?

— Что сделать, чтобы вас слушали?

— Приятны ли вы для окружающих?

— Что надо предпринять, чтобы вас считали обаятельным собеседником?

— Как вести диалог, чтобы достигнуть взаимопонимания? Поделитесь своими заключениями со всей группой.

ЗАНЯТИЕ 4

Семинар «Вы и ваше окружение»

Пользуясь приложениями 20—22, составьте портрет вашего окру­жения. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

— Каким надо быть, чтобы не чувствовать изолированности в школьном педагогическом коллективе?

— Какие личностные качества будут способствовать вашему со­трудничеству с другими педагогами школы, например при под­готовке интегрированных уроков?

— Как применить эмоциональный прессинг?

— Как применить интеллектуальный прессинг?

— Как поступить в сложной конфликтной ситуации? Поделитесь своими мыслями со всей группой.

ЗАНЯТИЕ 5

Семинар — дидактическая игра «Общение на уроке»

Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, выпол­ните следующие задания, оценив их с позиций культуры общения.

1. Используя только невербальные средства педагогического об­щения, передайте классу следующую информацию:

— недовольство поведением и ответами учащихся;

— учебный материал по целой теме;

— благодарность за хорошо подготовленное мероприятие, отлич­ные ответы, на уроке.

2. Сделайте замечание ученику по поводу нарушения дисципли­ны на уроке (10 форм замечания по поводу одного и того же наруше­ния).

3. Обратитесь к ученику с различными по форме требованиями:

— требованием-просьбой,

— требованием-одобрением,

— требованием-советом,

— требованием-намеком,

— требованием-условием,

— требованием-угрозой,

— требованием-осуждением,

— требованием — выражением недоверия,

— требованием в игровом оформлении.

4. Вызовите ученика к доске с различной эмоциональной нагрузкой:

- спокойно,

- жизнерадостно,

- равнодушно,

- доброжелательно,

- недоброжелательно,

- с иронией,

- раздраженно.

Семинар — дидактическая игра «Финал урока»

Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, подго­товьте сценарий финала в следующих ситуациях:

1. Учащиеся не справились с заданием. Дайте негативную оценку в различной форме:

— конструктивную и неконструктивную;

— прямую и косвенную;

— вербальную и невербальную.

2. Сделайте педагогический анализ ответов учащихся.

3. Закончился последний урок четверти. Проститесь с учащимися перед уходом на каникулы.

4. Вы дали последний урок и в следующем учебном году набираете новый класс. Как вы завершите это занятие?

Семинар — дидактическая игра «Начало урока»

Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, разре­шите следующие нелегкие ситуации.

1. Вы пришли заменить заболевшего коллегу, класс старается со­рвать урок. Обрисуйте свои действия.

Ученик демонстративно заявил, что не готовится к вашим уро­кам и пропускает

Пользуясь приложениями 1—5, составьте собственный портрет и дайте самооценку с коммуникативных позиций. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

— Кто вы есть на самом деле?

— На что вы ориентируетесь в выборе решения?

Чем вы интересны собеседнику? Занятия потому, что ему неинтересно. Как вы вый­дете из положения?

3. Вы приступили к объяснению нового материала, но внимание класса рассеянно, на замечания дети не реагируют. Как вы поступите?

4. Смоделируйте организационный этап урока (в 5,8,11 классах):

— первого урока по теме,

— промежуточного урока,

— завершающего урока по этой же теме.

5. Смоделируйте организационный момент урока в различных классах:

— с классом установлены хорошие, дружеские взаимоотношения;

— класс вас не принимает, постоянно чувствуется напряженная конфликтная обстановка;

— класс относится к вам безразлично. Примечание: Тип ди­дактической игры творческие группы выбирают сами.

ЗАНЯТИЕ 6

Семинар — дидактическая игра «Невероятные встречи»

Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, смоде­лируйте общение в следующих ситуациях.

1. Старшеклассник пропускает уроки математики, не готовится к ним. Поговорите с ним вначале как учитель математики, а потом как классный руководитель или директор школы.

2. Поговорите с 5 учащимися, отличающимися по индивидуаль­но-психологическим характеристикам, по поводу невыполнения до­машнего задания.

3. Ученик отказывается выполнить ваше требование в присутствии класса. Назовите последовательность действий, которые вы предпри­мите, чтобы добиться выполнения требования.

4. Вы пригласили в школу родителей учащегося, который пропус­кает уроки, плохо учится, недостаточно дисциплирован. Назовите пер­вые 7 фраз, которыми вы начнете беседу.

Семинар-дискуссия «Как правильно поступить учителю?»

Работая в режиме творческих групп в составе 3—5 человек, про­анализируйте описанные ниже ситуации, найдите, что в них общего и в чем различия, и наметьте особенности деятельности учителя в сло­жившихся условиях.

1. Учащиеся дежурного класса вернулись на урок после перемены с опозданием.

2. Испортился замок в дверях учебного кабинета. Когда учителю и учащимся все-таки удалось войти в класс, до конца урока осталось 25 минут.

3. Учитель задержался на педагогическом совещании и начал урок позже, чем обычно.

4. Экстренная общешкольная линейка отняла 10 минут от урока.

5. В начале урока учителю неожиданно пришлось заниматься ре­шением неотложных организационных вопросов.

6. В воспитательных целях учитель решил не начинать урок до тех пор, пока в классе не будет наведен порядок.

7. Учащиеся возвратились в класс с урока физкультуры, где они участвовали в соревнованиях по прыжкам в длину в течение 15 минут следующего урока они были сильно возбуждены и не могли сосредоточиться. Примечание: Тип дидактической игры творческие группы выбирают сами.

ЗАНЯТИЕ 7

Семинар «Беседа с родителями учащегося-шалуна»

В главе IV известной книги Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» сформулированы следующие 9 правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорб­ляя их и не вызывая у них чувства обиды:

— Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств со­беседника.

— Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

— Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже кри­тикуйте своего собеседника.

— Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему на что-то указывать.

— Давайте людям возможность спасти свой престиж.

— Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

— Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

— Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошиб­ка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, делайте так, чтобы то, к чему вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

— Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы пред­лагаете.

Занятие проходит в форме дискуссии творческих групп в составе 3—5 студентов:

— Согласны ли вы с Д.Карнеги, что именно такой стиль обще­ния с людьми обеспечивает максимальный эффект в достиже­нии цели?

— Как применить советы Д. Карнеги в педагогический деятель­ности?

— Подготовьте сценарий беседы с приглашенным родителем, предполагая, что он слепо любит своего ребенка и во многом его оправдывает.

— Разыграйте диалог «Родитель—учитель».

— Подведите итоги семинара.

ЗАНЯТИЕ 8

Наши рекомендации