Р а з д е л II

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

Модуль 5. Философия бытия

Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Пространственно-временная организация бытия. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.

Модуль 6. Философская антропология

Основные этапы осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Проблема антропосоциогенеза. Происхождение и сущность человека. Сознание, его происхождение и структура. Сознание и язык. Сознание и мозг. Индивидуальное и общественное сознание. Деятельность как сущностная характеристика человека. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека.

Модуль 7. Теория познания и философия науки

Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность.

Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Научные революции и смена типов рациональности. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

Модуль 8. Социальная философия

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Общество как развивающееся система. Характер и направленность общественного развития. Эволюция и революция. Роль народных масс и личности в истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.

Модуль 9. Модуль-резюме

Философия и диалог культур в современном мире. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Социальное прогнозирование. Виды и методы социальных прогнозов. Оптимистические и пессимистические модели развития мировой цивилизации. Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.

Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия».

Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Основы психологии и педагогики»

Наши рекомендации