Условия реализации программы
Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
Система психологической помощи
Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ оказывает практический психолог.
Работа с детьми:
- помощь детям в адаптации к детскому саду;
- проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
- определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- диагностика игровой деятельности детей;
- организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
- диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).
Работа с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
- развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
- снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
- обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
- ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
- обеспечение более высокого уровня подготовки детей к школе.
Работа с педагогами:
- подготовка и проведение педагогического консилиума;
- индивидуальное и групповое консультирование;
- подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;
- повышение психологической компетенции педагогов.
Тема: «Сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей раннего, дошкольного возраста».
План:
Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию ребенка.
Особенности обучения детей раннего, дошкольного возраста.
Педагогические технологии в дошкольном образовании.
Внеурочная форма организации учебной работы.
Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание и методы воспитания.
Цель воспитания –это ожидаемый результат деятельности, направленный на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности. Идея всесторонне развитой личности были сформирована давно, с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим. История развития человеческого общества показала, что в одном человеке, реально не могут быть развиты все стороны личности, так как у каждого своя наследственность, индивидуальнее возможности, и у каждого общества свои социально – политические условия. Для педагога знать и понимать цель воспитания – значит ясно представлять себе конечный результат своей деятельности, идеал, к которому следует стремиться.
Цель воспитания всесторонне развитой личности является по своей сути идеальной. Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. Уже в дошкольном возрасте необходимо ориентироваться на идеальную цель воспитания. взрослый должен внимательно наблюдать за развитием ребенка, выделяя те его способности, которые могут стать стержнем, вокруг которых будет выстраиваться гармония его личности.
Кроме идеальной цели существуют реальные цели. Реальные цели имеют исторический характер. Это означает, что на разных исторических этапах развития человеческого общества ставились разные цели, они изменялись в зависимости от потребности общества, государственной политики и идеологии (цель воспитания в Афинах отличалась от цели воспитания Спарте и т.д.). Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер.Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей.. при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, культура, быт, традиции, географическое расположение и климатические условия страны. Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Это могут быть конкретные цели семьи в воспитании своего ребенка, однако они могут совпадать с целью, а могут выступать с ней в противоречие.
Государственные образовательные учреждения формулируют цели воспитания, которые совпадают с реальными объективными целями государства. Частные государственные учреждения могут принимать субъективные цели, но они не должны вступать в противоречия с государственными целями воспитания. Реальная цель воспитания конкретизируется применительно к объекту воспитания: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категориях, наполняется тем содержанием, которое реально выполнимо.
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
Каждая цель подкрепляется концепцией. У одного цели может быть несколько концепций, аргументирующие пути ее развития, достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ.
В период с 1917 по 1998 гг.в нашей стране активно развивалась система общественного дошкольного воспитания, что было связано с социальными, общественно – политическими изменениями. Поэтому происходила коррекция реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.
В 1920 –х – начале 1930 – х гг. ведущей была концепция Н.К. Крупской. Основные направления концепции: воспитание идейной направленности; коллективизма, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Происходившие изменения в обществе привели к корректировке цели – были включены основные направления: идейность, коллективизм, трудолюбие. Появляются первые программные документы – программа работ дошкольных учреждений (проект 1932 г.), и Программа и внутренний распорядок детского сада (1934). В конце 1930 х гг. в концепцию вводится требование патриотического и интернационального воспитания. 1950 – е гг. характеризуются вниманием к умственному развитию детей. было введено обязательное обучение детей (Программа 1953 – 1954 гг.) (А.П. Усова, Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова).
Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни Программу воспитания и обучения детей в детскому саду (1962). В дальнейшем эта программа переиздавалась и уточнялась вплоть до 1979 г.
Все программы были направлены на подчинение одной идеальной цели – воспитанию всесторонне развитой гармоничной личности – и были едиными, а действовавшая в тот или иной период времени программа всегда была единственной и обязательной для всей системы дошкольного воспитания.
В 1989 г. появляется новая концепция личностно – ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребенка в детском саду. Ведущая идея концепции – развитие индивидуальности, самобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма. Важным событием в этот период было принятие народами мира Декларации прав ребенка и Концепции о правах ребенка. В документах говорится, что ребенок имеет право на защиту, на социальное обеспечение, получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и т.д. в современной педагогике на основе исследований (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина) разработан «личностно – деятельностный подход» в воспитании, согласно которому личность выступает в качестве субъекта деятельности, формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер, и особенности протекания своей деятельности. Основная идея личностно – деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания педагога находиться сам ребенок, с его мотивами, целями, неповторимым индивидуально – психологическим складом.
В настоящее время широко распространена педагогическая концепция целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской деятельности(М.В. Крулехт). Целостное развитие ребенка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Важнейшими индивидуальными свойствами являются возраст и половая принадлежность.Эти обстоятельства требуют при отборе содержания образовательных программ и разработке педагогических технологий для детского сада ориентации педагога на ЗБР ребенка, учета естественного созревания перспективных новообразований, составляющих основу для систематического обучения в школе. В дошкольном возрасте ребенок осознает свое «Я», обретает компоненты «Я – концепции» (мой пол, мои интересы, достижения, ценности, отношения со взрослыми и ровесниками). Ребенок стремиться к самостоятельности («Я сам»), устанавливает отношения с окружающими его людьми, миром вещей, природы. К семи годам он проявляет способность к социальной мотивации поведения. Ребенок развивается в деятельности, в ней он самореализуется, самоутверждается.
Интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие ребенка, его социальный статус и благополучие связано с освоением позиции субъекта детской деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальных педагогических технологий и программ в целях развития его индивидуальности. В 1990 – х гг. появились новые вариативные программы, основанные на концепции с личностно – ориентированного подхода в воспитании: «детство» (СПб., 1996), «Радуга» (М., 1996), «Развитие» (М.,1994), «Истоки» (М., 1997) и др.
На основании цели и концепции формулируются задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста: физического, умственного, нравственного, эстетического. Все стороны воспитания взаимосвязаны в формировании личности дошкольника.
Основные закономерности воспитания отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности концентрируются в принципах воспитания; принципы – в технологии; технологии – в средствах, методах; методы – в приемах.
Закономерности воспитания:
- потребность ребенка в активности;
- потребность в любви;
- развитие личности в ситуации успеха.
Принципы воспитания: поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями; проявлять терпимость, умение прощать, проявить к ребенку любовь; уважение ребенка соблюдение его прав.
2. Дидактика детского садапредставляет собой отрасль общей дидактики. В ней обосновываются цели дошкольного обучения, содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.
Идея последовательного обучения детей дошкольного возраста впервые была обоснована в книгах Я.А. Коменского в книге «Материнская школа», в которой определены пути овладения детьми знаниями на основе организации чувственного познания. В создание дидактики детского сада внесли свой вклад Ф. Фребель, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Лесгафт, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Н.К. Крупская считала, что дошкольное обучение должен гарантировать ребенку право на образование, познание окружающего мира, накопление знаний.
В 1950 – х гг. разрабатывается концепция дошкольного обучения как единство образвоательной, обучающей и воспитательной работы. А.П. Усовой обоснованы теория, содержание и методика дошкольного обучения. Систематическое обязательное обучение на коллективных занятиях было ведено в практику работы детского сада в 1953г. К началу 1960 – х гг. был создан ряд частных методик музыкального воспитания, развития речи, развития основных движений, формирования элементарных математических представлений.
На современном этапе дошкольную дидактику обогатили идеи психолого – педагогических исследований возрастных возможностей усвоения детьми знаний, развивающего обучения, разрабатывается новое содержание обучения, исследуются новые средства, информационные технологии с использованием компьютера (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук), в процессе решения учебной задачи стимулируется общение педагога с ребенком.
Обучение– целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов.
Цель обучения – систематическая передача детям элементов общественно – исторического опыта человечества. Важным компонентом усвоения опыта являются ЗУНы.
Функции обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.
Обучение представляет собой специально организованную деятельность, тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).
В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы. В учебной деятельности дети овладевают знаниями и умениями. Учебная деятельность дошкольников имеет свою структуру, включающую: учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.
В раннем возрасте на занятиях педагог формирует у детей способность к постановке цели собственной деятельности (2-3 года), осваивать различные способы деятельности в возрасте 3 – 4 лет.
Задачи обучения детей в раннем возрасте: развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия; развитие движений; развитие предметных действий; развитие ориентировки в окружающем мире и развитие речи.
Требования к занятиям с детьми раннего возраста: планирование и проведение занятий в каждом из отрезков бодрствования; продолжительность занятий зависит от сформированности качеств обучаемости: умения слушать взрослого, играть, действовать по указанию; планирование повторения занятий с одним и тем же содержанием несколько раз (интервал 5-6 дней); создание условий для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка; осуществление индивидуального подхода с обращением в совместной деятельности к ребенку по имени.
В старшем дошкольном возрасте формируются элементы учебной деятельности, как:
- умение ставить цель, определять пути ее достижения, добиваться результата;
- самоконтроль, умение сравнивать полученный результат с образцом;
- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточного результата;
- умение планировать деятельность, ориентируюсь на ее результат.
Принципы обучения:
1. принцип воспитывающего обучения;
2. принцип развивающего обучения;
3. принцип научности;
4. принцип наглядности (Я.А. Коменский);
5. принцип систематичности и последовательности;
6. принцип доступности;
7. принцип обучения на высоком уровне трудности (Л.В. Занков);
8. принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер);
9. индивидуальный подход к детям.
В России впервые определил принципы обучения К.Д. Ушинский. В современной системе принципов существуют принцип научности и индивидуализации.