Тема 13. Теория дискурса и методология дискурс-анализа
Понятия дискурса, высказывания, текста и жанра. Структура дискурса. Типология дискурсов. Проблемы интертекстуальности, полидискурсивности и интердискурсивности. Многофакторная модель дискурса. Концепции П. Серио, М. Фуко, Т.А. ван Дейка, В.И. Карасика. Интерперсональные и институциональные начала в современной журналистике. Журналистика как поле максимальной интердискурсивности. Дискурсный анализ в журналистике.
Тема 14. Проблема жанров словесного высказывания: М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский
Природа жанра речевого высказывания. Простые (первичные) и сложные (вторичные) жанры. Жанры устной и письменной речи. Литературность как система принципов жанровой организации словесных текстов. Типы литературы. Обобщающие и дифференциальные признаки жанров. Историческая природа жанров и проблема построения их универсальной типологии. Риторическая природа жанров журналистики. Принципы классификации жанров журналистики.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Коммуникация и массовая коммуникация: понятие и теоретические аспекты изучения | Л-4 | СР-4 | УО–3 | |||||
Теория массовой коммуникации: становление и эволюция | 2-3 | Л-4 | СР-4 | УО–3 | ||||
Теория массовой коммуникации Г. Лассуэла: структура и социальные функции коммуникационного процесса | Л-2 | СР-2 | УО–3 | |||||
Концепция массовой культуры и массовой коммуникации в «Диалектике просвещения» М. Хоркхаймера и Т. Адорно | Л-2 | СР-2 | УО–3 | |||||
Концепция общественного мнения У. Липпмана | Л-2 | СР-2 | УО–3 | |||||
6. | Теория медиа М. Маклюэна | Л-4 | СР-4 | УО–3 | ||||
7. | Теория лидеров мнений П. Лазарсфельда | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
8. | Нормативные теории массовой коммуникации в зарубежной традиции | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
9. | Феномен медиакоммуникаций в системной теории общества Н. Лумана | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
10. | Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
11. | Концепции информационного (постиндустриального) общества | Л-4 | СР-4 | УО–3 | ||||
12. | Семиотические исследования У. Эко | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
13. | Теория дискурса и методология дискурс-анализа | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
14. | Проблема жанров словесного высказывания: М.М. Бахтин, Б.В. Томашевский | Л-2 | СР-2 | УО–3 | ||||
УО–6 |
Образовательные технологии
Фундаментальный характер дисциплины диктует использование классических форм преподавания: лекции, академической дискуссии, консультации.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. Теория массовой коммуникации как наука. Объект и предмет теории массовой коммуникации.
2. Понятие коммуникации: этимология и система значений.
3. Коммуникация как процесс: природа и структура.
4. Понятие массовой коммуникации и средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация как процесс.
5. Система функций массовой коммуникации.
6. Структура и функции процессов массовой коммуникации в концепции Г. Лассуэлла.
7. «Диалектика просвещения» М. Хорхаймера и Т. Адорно: основные идеи.
8. «Четыре теории прессы» Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрама.
9. Основные этапы развития теории массовых коммуникаций в зарубежной традиции: теоретические подходы и идеи.
10. Теории «неограниченного влияния» в зарубежной традиции (концепции Г. Лассуэлла и У. Липпмана).
11. Теории «ограниченных эффектов» СМИ в зарубежной традиции (концепции П.Ф. Лазарсфельда и У. Шрамма).
12. Теория активной аудитории в зарубежной и отечественной традициях (Д. Андерсон и Дж. Шонинг; Е. Кац, Д. Блумлер, М. Гуревич).
13. Концепция общественного мнения У. Липпмана.
14. Массовые коммуникации в работах М. Маклюэна.
15. Модель двухступенчатой коммуникации в работах П. Лазарсфельда.
16. Сущность медиакоммуникаций в концепции Н. Лумана.
17. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: основные идеи.
18. Модели массовой коммуникации в аспекте аудитории: линейная, интеракционная, трансакционная.
19. Информационное (постиндустриальное общество). Роль информации в современном мире.
20. Понятие дискурса в современной науке.
21. Журналистика как поле интердискурсивности.
22. Телекоммуникации и их роль в становлении глобального информационного пространства.
23. Интернет и телевидение в современных социокультурных процессах.
24. Объективность как объект нормативных ожиданий общества.
25. Основные проблемы семиотики.
26. Журналистика как тип литературы. Проблема классификации жанров журналистики.
27. Социальная ответственность журналиста в зарубежной теоретической традиции. Этические принципы работы журналиста в отечественной традиции.
28. Теоретические концепции массовой коммуникации в аспекте аудитории.
29. Понятие жанра и проблема классификации жанров журналистики.
30. Подходы и аспекты понимания журналистики, формируемые в современной науке.
Темы рефератов при работе студента по индивидуальному плану
1. Основы коммуникативистики: объект, предмет, подходы к изучению.
2. Основы теории массовой коммуникации: объект, предмет, подходы к изучению.
3. Природа массовой коммуникации. Ее роль и значение в системе общественных связей и отношений.
4. Процесс массовой коммуникации в осмыслении Г. Лассуэлла.
5. «Четыре теории прессы» Ф. Зиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма.
6. «Франкфуртская школа» социологии массовых коммуникаций: «Диалектика просвещения» М. Хоркхаймера и Т.В. Адорно.
7. Апологетика массовых коммуникаций в «Пробах» М. Маклюэна.
8. «Теория магической пули» Г. Лассуэлла.
9. Модель двухступенчатой коммуникации П.Ф. Лазарсфельда.
10. Информационное (постиндустриальное) общество как этап развития мировой цивилизации.
11. «Галактика Гуттенберга» М. Маклюэна: эволюция средств сообщения и природы человека.
12. Категория дискурса в современной науке: теоретические концепции, подходы.
13. Знаковые системы в коммуникативном пространстве: «Теории символа» Ц. Тодорова, «Отсутствующая структура» У. Эко, «Автор и герой в эстетической деятельности» М.М. Бахтина.
14. Телекоммуникации в современном мире: роль и значение. Интернет, телевидение, культура.
15. Концепция общественного мнения У. Липпмана.
16. Сущность медиакоммуникаций в концепции Н. Лумана.
17. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса: основные идеи.
18. Концепция постиндустриального общества Д. Белла.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
- Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 128 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – 332 с.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Образец социального прогнозирования / Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Academia, 2004. – 778 с.
- Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 427 с.
- Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. Ч. 1. – СПб.: Роза мира, 2005. – 173 с.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. – Благовещенск, 2000. – 308 с.
- Землянова Л.И. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 271 с.
- Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. – М.: Прогресс, 1999. – 416 с.
- Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации: Учеб. пособие / Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 2014. – 415 с.
- Лассуэлл Г.Д. Психопатология и политика. – М.: Рос. акад. гос. службы, 2005. – 351 с.
- Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
- Луман Н. Медиа коммуникации. – М.: Логос, 2005. – 280 с.
- Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. – Киев: Ника-центр, 2004. – 432 с.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. – 464 с.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2004. – 173 с.
- Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.
- Сиберт Ф., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы / Ред. Я.Н. Засурский. – М.: Нац. ин-т прессы, 1998. – 223 с.
- Силантьев И.В. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений. – М.: Языки славянской культуры, 2007. – 224 с.
- Тодоров Ц. Теории символа. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – 384 с.
- Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.
- Фуко М. Археология знания. – СПб., 2004. – 416 с.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: Наука, 2006. – 377 с.
- Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. – М., СПб.: Медиум; Ювента, 1997. – 310 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: Петрополис, 1998. – 430 с.
- Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. – СПб., 2001 – 230 с.
- Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Culture. The Popular Arts in America. – NY: The Free Press; London: Collier-Macmillan Limited, 1957. – Pp. 457–773.
- McQuail D. Mass Communication and Public Interest: Towards Social Theory for Media Structure and Performance // Communication Theory Today. – Polity Press, 1994. – Pp. 241–254.
б) дополнительная литература:
- Архангельская И.Б. Маршалл Маклюэн. – Н.-Новгород: НКИ, 2010. – 291 с.
- Булкина И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Дис. … канд. социол. наук. – Казань, 2000. – 159 с.
- Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – С. 64–79.
- Лозовский Б.Н. «Четвертая власть» и общество: На тернистом пути к согласию. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – 171 с.
- Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. – 235 с.
- Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. – 160 с.
- Миронов В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. – 2006. – №2. – С. 27–43.
- Новопашин А.П. Коммуникация и власть. – Тюмень: Мандр и Ка, 2004. – 136 с.
- Норденстренг К. Роль средств массовой информации в обществе: уроки России // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. – 2001. – № 3. – с. 22–25.
- Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. – М.: Центр, 2003. – 381 с.
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. 2-е изд. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 296 с. – (Практическая журналистика).
- Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // Вопросы философии. – 2002. – № 8. – С. 24–41.
- Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 156 с. – (21 век: Информация и общество).
- Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. – 2001. – № 3. – С. 3–9.
- Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 224 с.
- Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. – 2002. – № 1. – с. 34–45.
- Hardt H. Myth for the Masses: an Essay on Mass Communication. – Malden: Blackwell Publishing, 2005. – 153 p.
- Steel R. Walter Lippmann and the American Century. – New York: Vintage Books, 1981. – XVII, 669 p.