Резонирующее певческое дыхание

Как воображаемая реальность (о

Психологической природе

Резонирующего дыхания)

Ничему нельзя научить того, у кого нет

воображения.

Ф.И. Шаляпин

Только в соединении дыхания с голосом

кроется секрет правильного пения.

Т. Даль Монте

Все сказанное о художественном воображении вообще отно-

сится и к его огромной роли в овладении резонансной тех-

никой пения. Обратимся к примерам, которые иллюстрируют,

как мастера вокального искусства образно представляют себе

взаимосвязь работы резонаторов и дыхания в пении и этим самым

добиваются так называемого озвученного дыхания (или, как я

его называю, пользуясь выражением Дж. Барра, -резонирующего

дыхания).

Психологической основой этого удивительного и исключитель-

но важного элемента резонансной техники пения является вооб-

ражение, объединяющее два реальных физиологических процес-

са в голосовом тракте- поток воздуха и поток резонирующего

звука в один технологический образ - озвученное резонирующее

дыхание. Психологически оно ощущается певцом как некое виб-

рирующее тело внутри себя. Благодаря виброчувствительности

хороший певец может чувствовать, как это вибрирующее тело

внутри него касается различных частей его голосового тракта: в

трахее как резонирующий дыхательный поток или «столб воздуха»

(С.Я. Лемешев, А.П. Иванов, Н. Гяуров, И.И. Петров и др.) или во рту

в области твердого нёба (точка Морана) или носоглотки, или в области

лицевых костей черепа (ощущение «маски», или как будто «звук

сочится из глаз»), или на губах («близкий звук», Дж. Барра и др.).

Певец даже может вывести это вибрирующее тело изо рта и

ощущать его снаружи «под носом» (И.С. Козловский, по свиде-

тельству его ученика А.Н. Клеймёнова) или «выкатить» его изо

рта, «как шар» (Е.Е. Нестеренко). Он может распустить это тело,

как веер, по горизонтали (Е.В. Образцова) или собрать, сконцен-

трировать его (Ф. Шаляпин). Он может даже «потянуть его на себя

диафрагмой как уздечной» (Е. Образцова) или ощутить внутри се-

бя как духовой инструмент тубу (А. Ардер) и т.д. и т.п.

Искусство резонансного пения 239

А. Ардер: «Вокальный педагог должен дать в руки ученику инст-

румент - тубу, а ученик должен уметь его взять. Берем свой вокаль-

ный инструмент - тубу вдоль глубины по примарной стороне как

бы во внутренние объятия. Внутренние объятия вокального

инструмента - тубы должны быть так сердечны и нежны, как у мате-

ри, которая первый раз берет на руки новорожденного младенца».

Примечание.Прочтите, уважаемый читатель, все высказывания

А. Ардера, приведенные в Приложении 1. Ведь это же краткое практиче-

ское руководство по овладению резонансной техникой пения, изобилую-

щее метафорами, выражениями «как будто», т.е. обращенное к художест-

венному воображению певца, к его психологии и вместе с тем основанное

на реальных резонансных процессах и ощущениях в голосовом аппарате,

которые должны происходить при резонансной технике пения.

Это же свое примечание я адресую и к высказываниям о резонанс-

ной технике Е. Образцовой, И.И. Петрова, А.П. Иванова, М.А. Дейши-

Сионицкой, Н. Гяурова, М. Оливьеро, Дж. Барра, Дж. Лаури-Вольпи и

всех других мастеров вокального искусства, прямо или косвенно го-

ворящих о тех или иных сторонах резонансной техники пения.

Эти ощущения и образные представления отнюдь не болезнен-

ная фантазия чрезмерно эмоциональных вокалистов, а имеют в

своей основе, как было показано, совершенно реальные физиче-

ские процессы в голосовом тракте поющего - сильное резонирова-

ние звуковых волн, совмещенных по воле художественного вооб-

ражения певца с потоком дыхания.

Ранее мы видели, что мастера стараются не замечать вибри-

рующих голосовых связок, перенося сознание на работу дыхания и

вибрацию резонаторов (см. §.5.6.). Что касается гортани с голосо-

выми связками, то метод «как будто» используется здесь, так ска-

зать, со знаком «минус», т.е. гортань не превращается воображе-

нием в нечто иное (как дыхание - в звук), а как бы полностью

психологически исключается из сознания: «как будто у вас

нет гортани», - дается совет, и даже категоричнее - «гортани

нет!», как можно нередко слышать на занятиях мастеров вокаль-

ной педагогики (введем условно такое почетное звание для сто-

ронников резонансной техники пения).

Таким образом, происходит удивительное психологиче-

ское явление: объективная физическая реальность, порождаемая

работой трех частей голосового аппарата (дыхание, гортань, резо-

наторы), в ощущениях и представлениях многих мастеров вокаль-

ного искусства трансформируется в один воображаемый

п р о ц е с с — о з в у ч е н н о е р е з о н и р у ю щ е е д ы х а н и е .

Р е а л ь ная физическая триада - дыхание, гортань, резонанс -

превращается в их воображении в монаду - в озвученное

резонирующее ды-

240 _________В. П. Морозов______________________

хание, заполняющее весь дыхательный тракт от диафрагмы до

кончиков губ и излучаемое в окружающее пространство. И все!

(«И никаких фокусов!», как говорил М.О. Рейзен).

Возникает простой вопрос: для чего мастерам пения надо так

упрощать сложный процесс звукообразования? Простой вопрос -

простой ответ: управлять одним процессом проще и удобнее, чем

одновременно двумя, и тем более тремя процессами (дыхание -

гортань - резонаторы). «Проблема сороконожки» здесь неизбежна!

И тем более, что певец выходит на сцену не просто демонстриро-

вать свою резонансную технику (хотя сам по себе совершенный

резонансный звук - это уже искусство, эстетическое чудо, вызы-

вающее восторг истинных любителей и знатоков вокала), но и соз-

давать сложный сценический образ воображаемого (изображаемо-

го) персонажа. Это сценическая сверхзадача певца (по Стани-

славскому), так же как и вокально-технологическая сверх-

задача - обеспечение резонансной техники пения - решается пев-

цом с помощью развитого художественного воображения. Ес-

ли в первом случае певец-актер отождествляет себя с вымышлен-

ным сценическим героем, то во втором - с воображаемым музы-

кальным инструментом, генератором озвученного резо-

н и р у ю щ е г о д ы х а н и я .

Важно отметить, что потока дыхания как такового многие мастера не

ощущают. «Вдыхательная установка», «опора на диафрагму» создают

ощущение задержанного, очень экономного дыхания, т.е. наоборот —

ощущение как бы отсутствия выдыхаемого потока воздуха. Об этом сви-

детельствует способ зажженной свечи перед ртом поющего, пламя кото-

рой не должно колыхаться (Фр. Ламперти). «Грудь имеет назначение пи-

тать голос воздухом, но не толкать его и не выпихивать»,- писал еще

Гарсиа-сын, и это как будто известно любому грамотному вокалисту.

Поэтому у мастеров практически не существует ощущения «посы-

ла дыхания» как потока воздуха. Они не отрывают его от понятия

потока з в у к а и оперируют этим понятием в своем сознании и раз-

говоре. Тем более, что посылать, значит - выталкивать, а выталкивать

нельзя, надо удерживать, как бы сохранять ощущение вдоха во время

фонационного выдоха. Да так удерживать, чтобы пламя свечи (или

страусиное перышко, коим пользовался известный тенор Смирнов) не

заколебалось при самом мощном форте. Так где же здесь, спрашива-

ется, поток дыхания, который нужно куда-то посылать? Очень мудро

и точно сказано у Гарсиа: «...питать голос воздухом, а не тол-

кать и не выпихивать». За соблюдением этого закона у хорошего пев-

ца очень чутко следит диафрагма (см. гл. 4).

Но в обиходе укоренился этот методически неудачный термин -

«посыл дыхания», который многие певцы, в особенности молодые и

неопытные, могут понимать буквально: послал дыхание в резонато-

________________Искусство резонансного пения____________ 241

ры - они и «отзвучили». Но резонаторы не могут «отзвучить» от «по-

сылки в них дыхания», так как служат не для усиления дыхания, а для

усиления звука. Как показано в гл. 1, 2 и 3, резонаторы не «отзвучива-

тели» (такая роль им «не совсем к лицу»), а могущественные согене-

раторы певческого голоса, эффективные помощники и защитники го-

лосовых связок по производству звука (у хорошего певца).

Прислушаемся, как звучит орган- этот звук генерируют его трубы-

резонаторы, поскольку «дыхание» органа, т.е. поддув воздуха с помощью

мехов способен породить лишь шум или шипение (в результате рассечения

его лабиальной щелью струи воздуха). А труба-резонатор превращает этот

шум в мощный музыкальный тон со множеством гармоничных обертонов.

Поэтому мастера и говорят, точнее, имеют в виду не посыл

дыхания как выжимаемый из легких воздушный поток, а посыл

звука, который они, не отрывая от дыхания, и объединяют в понятие

«озвученного резонирующего дыхания». В их разговоре это важней-

шее понятие - «озвученное дыхание» - как субъективное терминоло-

гическое описание сильно резонирующей звуковой волны

внутри голосового тракта, оно фигурирует иногда в словосо-

четании «посыл дыхания».

Психологическую природу резонирующего дыхания как синте-

за певческого дыхания и резонанса прекрасно выразил Джакомо

Лаури-Вольпи.

Дж. Лаури-Вольпи: «Пение - ...самый высокий союз мира физи-

ческого и духовного. В основе вокальной педагогики лежат поиски

резонаторов, звукового эха. Поиски эти облегчаются синхрон-

ным совмещением во время выдоха дыхательной и

надставной труб (т.е. верхнего и нижнего резонаторов. —В.М.).

За этой материальной синхронностью стоит мгновенно вспыхивающее

интеллектуальное вдохновение, дающее чувствовать в словах и звуках

присутствие идеи и определяющее звучание обертонов этого, если хо-

тите, эха души».

О НАУЧНОМ ОБОСНОВАНИИ

Наши рекомендации