Воспитательная работа классного руководителя 4 страница
Это имя — веселое рвенье. Лихорадка ночного труда, Нестареющее вдохновенье, Не сгорающее никогда. Это имя — бессонница весен, Увлекающая за моря, Золотая, румяная осень, Бодрый холод в конце октября.
Врач-психиатр Д. Соколов создает целую отрасль детской психотерапии — сказкотерапию*:«Сказочные сценарии, повторяя друг друга, валом валятся на ребенка в исключительно нежном возрасте, сопровождая его то время, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение... Они могут играть очень влиятельную роль в образовании общего жизненного сценария».
Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала проблема воспитания у детей (особенно подростков) неприятия, противодействия псевдокультуре, пссвдоценностям, а то и просто бескультурью и порнокультуре в музыке, в изобразительном искусстве, в культуре поведения и речи, в литературе... К примеру, вот чем заполнены книжные полки магазина «Детский мир»: детективы (по аналогии со взрослой серией «Черная кошка» -- «Черный котенок»), ужастики серии «Твой ужастик», любовные романы для детей или наряду с безусловно забавными и, может быть, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек, кулинарии, гаданию... встречаются потрясающие по "своей нахрапистости книжки: «Парень твоей мечты. Как его покорить». «Первое свидание для девочек» (и соответственно для мальчиков), «Искусство поцелуя для девушек», «Как нравиться девчонкам» и т.п.
Третья «точка опоры» — ДЕЛО,которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело:
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1997. С. 23.
5.3. Воспитательные_средства____________________________________ 333
печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз задумываешься, почему так получается: люди одной профессии получают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо, другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одежда, которую не хочется носить; есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хочется брать в руки... Почему?»
Видимо, не воспитано отношение к делу, которое человек делает. С детства. В житейских буднях и повседневности, в .специальных воспитательных воздействиях. Видимо, начинается все с дела любимого. У старшеклассников таких дел много: читать, делать уроки, играть, ри'совать, заниматься спортом, слушать музыку и музицировать, заниматься и играть на компьютере, общаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к делу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Толстой писал: «Доброе дело совершается с усилием; но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Значит в практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием». Хорошо «выручает» педагога в этом смысле методика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опекать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь -- значит к каждому собственному действию подходить по принципу «Все дела — творчески, иначе — зачем?». Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать коллективную творческую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей»*.
Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ.Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый (или любимая). А все они должны быть у чело-
См,: Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989.
334____________________ Глава V. Основы методики воспитания
века. С разной степенью близости и любви. А еще приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые люди. Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка, ценится общение со взрослыми -- родителями, педагогами, друзьями, родственниками.
Десятиклассникам школы № 45 г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили такие ответы: «С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведение времени с приятными людьми. Люди все разные, и интересно узнать что-то новое» (Наташа С.)- «Это способ познания людей, способ проанализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информации, высказывания своих проблем, открывания другим» (Вадим Г.). «Для меня лично общение -- это все: познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по психологии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать» (Мария И.).
Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы «этической граммагики», в старших классах — уроков человековедения либо в воспитательной работе классного руководителя -- тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой «Я и другие люди»*.
Кроме этого возможны другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми (в классе и школе, на местах их работы или творчества); большой популярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, дневников и писем великих людей, поэтические вечера и др.
Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как'высшее че-
* Методические рекомендации и содержательный материал для этих и других тем представлен в книге: Маленкова Л.И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.
5.3. Воспитательные средства
ловеческое чувство», литературно-музыкальная композиция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...»*, дискуссия «Особенности юношеской любви на рубеже веков», час вопросов и ответов, лекции специалистов по сексологии, урок внеклассного чтения «Поэзия любви» (со свечами и музыкой) и другие формы воспитательной работы.
И еще: очень важно проецирование высоких этико-пси-хологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель о ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобрение, определять только поступки, а не личность в целом. Не «ты плохой», а .«ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя»**.
И наконец, пятая «точка опоры» — «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ».С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще мудрые мысли в защиту7 этой идеи: «...человек — сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя» (В. Тендряков).
К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского и школьного — при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребенка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе — требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобнее устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управ-
* Замечательный пример такой литературной композиции дан в книге О.А. Казанского «Педагогика как любовь». М., 1996, приложения 2 и 3. ** Лени В. Исповедь гипнотезера. Кн. 2, М., 1994. С. 86.
Глава V. Основы методики воспитания
5.3. Воспитательные средства
лять ими в воспитательной работе). Последствия? Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже-побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности.
Чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека — его самочувствия и самооценки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчемном (мы это видели у подростков спецшкол для перевоспитания педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в общее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классного шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорайона», мрачного молчуна)...
Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публикациях по проблеме здорового образа жизни есть много советов по этому поводу. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь», Новосибирск, 1996). «Из чего складывается уверенность в себе:
1. Научимся мыслить позитивно.Думать о хорошем, ждать
его, верить. Создавая гармонию и равновесие в своем
уме, мы тоже самые начинаем находить и в жизни.
2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе.Ваше
сознательное убеждение, что Вы недостаточно хоро
ши постоянно руководит вашими поступками, поэто
му всегда проявляется в жизни.
3. Полюбите себя.Когда мы от души любим и уважаем себя,
когда одобряем свои поступки, мы создаем определен
ную организацию ума, которая способствует возникно
вению самых чудесных взаимоотношений с людьми, по
зволяет найти новую интересную работу, стабилизиро
вать вес, укрепить здоровье. Самопринятие и самоодоб
рение — это ключ к положительным переменам в жизни.
4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя.Кри
тика замыкает тот образ мысли, от которого мы пыта
емся избавиться.
5. Не отрицайтесами и не давайте повод другим отри
цать Ваше совершенство.Как это блестяще умеют де
лать дети. Все хорошее в жизни начинается с приня
тия своего внутреннего «Я», которое весьма отличает
ся он внешнего «Я». Не забывайте, что в нашем сердце
достаточно любви, чтобы вылечить всю планету.
6. Ищите в себе хорошие качества.С этого начинается зна
чительный прогресс в вашей жизни. Есть упражнение:
«Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете гово
рить это, тем лучше.
7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут го
ворить другие.Каждый — уникален и своеобразен. Мы
пришли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для
того, чтобы стать похожими на кого-то».
Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой.
Так все пять «точек опоры»,являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позволяют прийти к желаемому результату -формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.
МЕДИАОБРАЗОВА- НИЕ КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ |
Говоря о средствах воспитания, нельзя умолчать и о новой отрасли педагогики — медиаобразовании, т.е. науки, изучающей процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. С середины XX века развивались в теории и методике обучения и воспитания такие направления, как кино-, радио-, теле-, видеокультура, детская журналистика... В настоящее время возникла проблема: компьютеризация и воспитательный процесс. Есть попытки построения «технологий воспитания с компьютерной поддержкой»* как «технологий профессионализма», в основе которой «точный прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания
* Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 624-626.
Глава V. Основы методики воспитания
5.3. Воспитательные средства
с «внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса». Но это, видимо, дело будущего.
А сегодня педагоги-практики имеют дело как с позитивными, так и с негативными сторонами проблемы. Существует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспитательном процессе (в школе и дома)*: например, программы «Учись», «Играй», «Отдыхай» (от 3 до 7 и от 8 до 12 лет); есть странички «Киндергарден» (с разделами «Рисунки», «Игры», «Фото», «Книжки», «Мультсериалы»...).
Есть разделы специально для родителей — по организации процесса обучения ребенка, по организации досуга, обсуждение проблем воспитания и обмена опытом, статьи педагогического товара, информация о школах и других Детских учреждениях...
Постепенно создается богатая видеотека (уже имеют-' ся видеофильмы по всем учебным предметам, в том числе и по новым: культурологии, этике, мировой художественной культуре...) и коллекция компакт-дисков: например, «Техника быстрого чтения», «Развивающие игры», «Энциклопедия этикета», «Мировая художественная культура», «Русские народные (и зарубежные) сказки», «Репетиторы», «Словари» и др.
Старшеклассники активно пользуются Интернетом, изменяющим жизнь к лучшему**: существенно облегчает поиск информации, контакты с людьми возможны на любом расстоянии, сокращается время на переписку, представляются неограниченные возможности для досуга и образования...
НО есть риск стать зависимым от ежедневного посещения Интернета. Уже появилось и соответствующее понятие «Интернет-зависимость». Сначала человеку просто нравится находиться в Интернете, затем он испытывает неодолимую тягу к нему, а еще через какое-то время компьютер вызывает у Интернет-зависимой личности стрес-
* Серия статей в журнале «Детское творчество» под рубрикой «Детские ресурсы сети Интернет».
** Белобородое С., Дементьева Е. В сетях Интернета // Домашний доктор. 2000. № 12. С. 17.
совое состояние, так как поглощает все ее внимание, все душевные силы, подменяет собой все привязанности, не говоря о влиянии на физическое здоровье (звон в ушах, боль в голове, болезненные ощущения в разных частях
тела...).
Значит, это мощное средство воспитания требует сегодня более пристального внимания и психолого-педагогической инструментовки, чтобы стать позитивным средством воспитания.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Что такое средство воспитания? Как оно связано с други
ми компонентами воспитания?
2. Какие средства, на ваш взгляд, наиболее продуктивны в
современном воспитании?
3. Каковы жизненные «точки опоры» как основа жизненной
позиции личности?
4. Жизненные «точки опоры» педагога и воспитанника, их
взаимодействие.
5. Компьютеризация, Интернет как средства воспитания: до
стижения и проблемы.
Рекомендуемаялитература
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 511,
545-554.
Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.
Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000.
Маленкова Л.И. Я — человек. Школьному педагогу — о воспитании старшеклассников. М., 2002.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. Гл. 19. Ч. 1.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Ч. 3. Тема 5.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М'., 1999.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.,1998.
Гл.8.
Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Г.И. Рах и др. М., 1993.
Усов Ю.Н. Медиаобразование в России. М., 1995.
Щуркова Н.Е. Источники воспитания // Кн. Новое воспитание. М., 2000.
Глава V. Основы методики воспитания