Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
Сейчас трудно представить себе школу без урока - формы организации учения, когда учитель в определенный промежуток времени (40-45 минут), используя разнообразные методы, организует усвоение группой учащихся одного возраста конкретной суммы знаний, умений и навыков определенной учебной дисциплины (урок истории, урок математики и др.): «урок - это учебный час, посвященный отдельному предмету» (Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1978).
В каждой школе есть расписание уроков, по которому фактически проходит вся учебная школьная жизнь учащихся и учителей. А ведь лет триста назад слово «урок» в таком смысле не употреблялось. Оно обозначало «задание для выполнения в определенный срок» (там же). Это по совету Я.А. Коменского в XVII в. начали делить учеников в школах на классы, а время - на уроки.
Вначале уроки были хотя и неодинаковы, но однотипны, поскольку все выполняли одну функцию: обеспечение усвоения учениками знаний. Проверив выполнение учениками домашнего задания, учитель объяснял новое, а затем заставлял лучших повторять изложенное, чтобы все запомнили и поняли это новое. После этого давал задание на дом прочитать по учебнику о том, что изучалось на уроке.
Сейчас функции урока многоплановы: обеспечить усвоение знаний и формирование умений, воспитывать в определенном направлении, развивать творческие способности учащихся. Выполнение этих функций на каждом уроке в одинаковой мере невозможно. В зависимости от решаемой основной учебной (дидактической) задачи выделяют уроки изучения и усвоения нового материала, уроки закрепления, повторения и обобщения изученного, выработки умений и навыков и применения усвоенных знаний, уроки контроля и оценки результатов учебной работы. Это простые по своей структуре уроки: учитель вместе с учениками весь урок решает какую-либо одну дидактическую задачу - повторить и обобщить изученное или проверить и оценить знания и т.д.
В практике обучения такие уроки встречаются редко. Больше распространены комбинированные уроки, т.е. уроки со сложной структурой. Они могут состоять из элементов двух простых уроков, или даже включать элементы всех простых уроков. Чаще всего встречается такая структура комбинированного урока: 1) организация учащихся; 2) проверка домашнего задания; 3) изучение нового материала; 4) закрепление знаний и выработка умений их применения; 5) объяснение домашнего задания. В старших классах число элементов комбинированного урока сокращается: большая часть урока отводится на решение одной дидактической задачи.
Структура комбинированного урока на первый взгляд мало чем отличается от структуры урока Я.А. Коменского. Однако если на уроках в прошлые времена при изучении нового использовалось лишь объяснение учителя, а при закреплении - повторение учащимися изложенного учителем, то в современных условиях учителя используют разнообразные средства и методы на всех этапах урока. Стали использовать интегрированные уроки (урок на одну тему проводят учителя разных предметов: например, учителя литературы, изобразительного искусства, музыки проводят урок о А.С. Пушкине), уроки-блоки рурски «сдваивают» для усвоения материала крупными порциями и концентрации времени изучения предмета в одном полугодии, четверти), уроки-гостиные (создается обстановка «гостиной» с нетрадиционным размещением учащихся в кабинете - не за партами, располагающая к непринужденному обсуждению проблем, чтению стихов, исполнению и прослушиванию музыкальных произведений и т.п.), уроки-игры (аукционы знаний, пресс-конференции и т.д.), уроки самостоятельной и практической деятельности (написание и защита рефератов, изготовление изделий -в процессе индивидуального и коллективного творчества и др.).
В этих случаях урок отличается от традиционного именно сочетанием используемых средств и методов. То есть развитие современного урока идет по направлениям как усложнения и интенсификации учебной деятельности учащихся, так и включения в структуру урока других, кроме учения, видов деятельности - игры, труда, общения.
Некоторые учителя привлекают учеников к организации и проведению урока и тем самым изменяют позицию ученика в процессе обучения. Например, учитель истории из п. Курахово Донецкой области С.Д. Шевченко в каждом классе выделяет группу учащихся из девяти человек для управления учебным процессом: «организатор», «ведущий учитель» (проводит первую часть урока - проверку выполнения домашнего задания), «ассистенты», «проверяющие», «учетчик», «ревизор», «главный консультант». В течение года каждый ученик несколько раз бывает в роли «ведущего учителя». Он на уроке назначает пары «учитель - ученик», в которых «учителя» проверяют и оценивают знания «учеников», организуют другие формы контроля. «Ассистенты», «проверяющие», «учетчик», «ревизор», «главный консультант» тоже выполняют свои функции*. Участвуют в организации уроков ученики у В.Ф. Шаталова, Т.И. Гончаровой и многих других учителей**.
* См.: Шевченко С. Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М., 1990.
** См., например: Педагогический поиск / Под ред. И.Н. Баженовой. - М., 1987. - С. 201-287.
Проведение урока требует от учителя тщательной подготовки к нему, его детального планирования, а также планирования системы уроков на учебную четверть, полугодие, на весь год.
Начинается подготовка к уроку с календарно-тематического планирования: учитель определяет последовательность изучения содержания учебного материала, его распределение на разделы, блоки, единицы усвоения учащимися, чтобы связанные между собой знания не воспринимались как разрозненные сведения из разных параграфов и глав учебника. Для этого предусматриваются обзорные вводные уроки в начале изучения раздела и повторительно-обобщающие уроки в конце, параллельное освоение «сквозных» знаний (понятий, умений их использовать) в ходе изучения всего раздела и т.д. В этом случае календарно-тематическое планирование выполняет важную функцию структурирования содержания учебного материала в соответствии с особенностями условий работы учителя, а не только установления формальной очередности изучения тем учебного курса.
В календарно-тематическом плане указывается также, из каких других учебных предметов будут использоваться знания на уроках (межпредметные связи) и какие наглядные пособия, технические средства и литература необходимы при подготовке и проведении уроков. В некоторых рекомендациях упоминается более десяти разделов плана, в которых детализируются методы обучения, дозы и характер домашних заданий, виды контроля и др.*
* См., например: Зотов Ю. Е. Организация современного урока. - М., 1984. - С. 107-131.
На основе тематического плана учитель разрабатывает план каждого урока - поурочное планирование. В плане урока указываются тема, цели (обучения, развития, воспитания учащихся), последовательность основных видов и методов деятельности учителя и учеников, предполагаемая продолжительность каждого этапа урока, материала, оборудование, объем и содержание домашнего задания. Начинающие учителя детально описывают ход урока: планируемые вопросы при проверке домашнего задания, способы связывания новой темы с изученным ранее, содержание нового материала, вопросы и задания для повторения и закрепления знаний и т.д.
Хорошо разработанный план урока может использоваться и в последующие годы работы учителя. В него нужно будет только вносить дополнения и поправки с учетом особенностей учащихся, появившихся новых сведений по теме, новых возможностей использования технических средств обучения и др.
Что значат хороший урок? Выполнение каких требований обеспечивает решение на уроке образовательно-воспитательных задач?
В последнее время эти требования нередко разделяются на социально-педагогические (наличие соответствующего помещения, высокая квалификация учителя), психологические (благоприятный психологический климат, развитие мышления учащихся, активизация процессов чувственного восприятия учащимися изучаемых объектов и др.), педагогические (единство образовательной, воспитательной и развивающей целей, целесообразный отбор учебного материала, выбор рациональных методов обучения, включение учащихся в разнообразную деятельность, оптимальный темп и ритм урока, его организационная четкость, связь с предыдущими и последующими уроками).
Если попытаться очень коротко сформулировать представление о хорошем уроке, то, вероятно, хорош тот урок, на котором ученики, активно работая, научились чему-то новому, важному для них. Научить - не значит только рассказать, пусть даже интересно, научить - значит добиться усвоения учениками знаний и нормирования умений их использовать. И учитель должен убедиться в том, что научил детей на уроке тому, чему планировал их научить. П.Ф. Каптерев утверждал, что «урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли»*.
* Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - С. 587.
Не будем вслед за Каптеревым рассматривать, как на уроке заинтересовать учащихся и обеспечить полное и обстоятельное усвоение материала: этому посвящена вся дидактика (см., например: Сохор A.M., Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. -М., 1985). Но обратим внимание на требование развития воли на уроке - этому требованию уделяется явно недостаточное внимание.
«Хороший урок есть двойной урок - для ума и для воли», - считал П.Ф. Каптерев. Поэтому учитель должен следить не только за тем, чему ученик научился, но и за теми волевыми усилиями, которые он прилагал. Если ученик на уроке упражнял свою волю, и усвоенный материал - результат усиленной борьбы с собой, движения его мысли, воли и разнообразных чувствований, то этот урок по-настоящему воспитывающий. И если учитель на уроке не забывает о выполнении требования в отношении развития воли, то он из урокодателя превращается в настоящего педагога, воспитателя: «Ему будет трудно, ему нужно будет внимательно разглядывать учащихся и стараться каждым уроком в каждом учащемся вызвать самодеятельную работу, не только умственную, но и волевую»*. Именно эти усилия учителя обеспечат единство обучения и воспитания.
* Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - С. 587.