Речевой этикет в культуре англоязычных стран
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
формирование у школьников знаний речевого поведения в определенных стандартных ситуациях, национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и умений осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями. Курс предполагает обучение элементарным основам этики межличностного общения в разных жизненных ситуациях; формирование у учащихся представления о культуре устного и письменного общения на иностранном языке; ознакомление учащихся с особенностями формального и неформального речевого поведения на английском языке; развитие социокультурной наблюдательности при выделении общих черт и различий в устном и письменном этикете на родном и неродном языках;
расширение эрудиции и кругозора учащихся.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная программа является важной частью общефилологической подготовки будущих филологов, преподавателей иностранного языка и предполагает следующие предварительные знания для успешного овладения: знание грамматики и лексики английского языка, особенностей речевой и поведенческой культуры англоязычных стран. Освоение курса базируется на тех стандартных умениях и навыках, которые были получены студентами при работе в рамках освоения курса практики речи английского языка. Обучаемый должен:
- знать цели и задачи науки о языке, иметь представление о месте языка в ряду культурно значимых средств коммуникации и особых чертах вербальной коммуникации; иметь представление о языке как системе знаков, уровнях языковой системы и их единицах;
- иметь представление о традициях, обычаях и о культуре англоязычных стран.
Данная дисциплина связана с такими дисциплинами, как страноведение, культорология, практический курс языка.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции
владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способность принимать органи-зационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);
осознание социальной значи-мости своей профессии, высокая мотивация к професси-ональной деятельности (ОК-8);
умение использовать основные положения и методы социаль-ных, гуманитарных и экономи-ческих наук в профессиональ-ной деятельности; способность анализировать социально зна-чимые проблемы и процессы (ОК-9);
владение основными метода-ми, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
владение навыками использо-вания иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуника-ции, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с исполь-зованием традиционных мето-дов и современных информа-ционных технологий (ПК-2);
свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологическо-го анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступ-ления с сообщениями и докла-дами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) пред-ставления материалов собст-венных исследований (ПК-8);
способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования; (ПК-9);
умение готовить учебно-мето-дические материалы для про-ведения занятий и внеклассных мероприятий на основе сущес-твующих методик (ПК-10);
готовность к распространению и популяризации филологичес-ких знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).
владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14);
умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. основы этики межличностного общения в разных коммуникативных ситуациях, знать речевые этикетные формулы английского языка, ключевые слова в устойчивых выражениях, выполняющих соответствующую функцию собеседника;
2. основные клише разговорного типа и основные идиомы нормативного речеупотребления (Standard English)
3. социально-культурные особенности страны изучаемого языка;
4. типичную для английской речи технику взаимодействия с собеседником в режиме диалога;
5. элементы невербального поведения партнеров.
Уметь:
1. употреблять в соответствии с конкретными условиями общения этикетные формулы выражения;
1.1. радости, удивления, благодарности, а также запроса информации о вышеперечисленных чувствах и отношениях собеседников;
1.2.привлечения внимания, обращения, знакомства, приветствия; завершения беседы (сообщения), прощания; извинения, поздравления, пожелания;
1.3.совета, принятия (отклонения) предложения (приглашения), предложения;
2. понимать и использовать наиболее характерные жесты, сопровождающие высказывания носителей языка в типичных ситуациях общения;
3. участвовать в различных видах диалогического общения с учетом социокультурных особенностей вежливого поведения в англоязычной среде;
Владеть навыками речевого общения в определенной коммуникативной ситуации.
Содержание разделов дисциплины