В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов

В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов

ПЕДАГОГИКА

УДК 371.4(075.8) http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html

ББК 74.03я73

С 47

ISBN 5-7695-0878-7

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

Учебное издание

Сластенин Виталий Александрович

Исаев Илья Федорович

Шиянов Евгений Николаевич

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии

§ 2. Особенности педагогической профессии

§ 3. Перспективы развития педагогической профессии

§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

§ 1. Сущность педагогической деятельности

§ 2. Основные виды педагогической деятельности

§ 3. Структура педагогической деятельности ...................................................................21

§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.........................23

Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя..........................................28

§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры

§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры

§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.....35

Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога

§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования ..................40

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя ........................................................43

§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей...............47

Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке ................................................................49

§ 1. Общее представление о педагогике как науке

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики .................................................................50

§ 3. Образование как социальный феномен .....................................................................52

§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований ……………………......66

§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога……………………................................................................................66

§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики

§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

§ 4. Организация педагогического исследования ……………………...............................73

§ 5. Система методов и методика педагогического исследования…................................77

Глава 7. Аксиологические основы педагогики …………………......................................82

§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики

§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация

§ 3. Образование как общечеловеческая ценность

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности ……………………..........……91

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема

§ 2. Сущность социализации и ее стадии ………………………………….....……………93

§ 3. Воспитание и формирование личности ....................................................................

§ 4. Роль обучения в развитии личности …………………………………………..............97

§ 5. Факторы социализации и формирования личности

§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Глава 9. Целостный педагогический процесс

§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления

§ 2. Педагогическая система и ее виды……………………………..............................104

§ 3. Общая характеристика системы образования

§ 4. Сущность педагогического процесса

§ 5. Педагогический процесс как целостное явление

§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса

Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ..........................................................................................117

Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса

§ 2. Функции обучения ...........................................................................................................118

§ 3. Методологические основы обучения (философские концепции обучения)..........119

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения............................................123

§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения ......................................124

§ 6. Виды обучения и их характеристика

Глава 11. Закономерности и принципы обучения ..............................................................130

§ 1. Закономерности обучения

§ 2. Принципы обучения........................................................................................................133

Глава 12. Современные дидактические концепции ………...............................................145

§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения

§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения….161

Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности …...……. 167

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер

§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования

§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования ……………………………………………………………………………….. 182

§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы

Глава 14. Формы и методы обучения ………………………………………...…………..195

§ 1. Организационные формы и системы обучения ........................ ………....................195

§ 2. Виды современных организационных форм обучения .............................................201

§ 3. Методы обучения ………………………………………………............................…..210

§ 4. Дидактические средства ………………………………………............................…..214

§ 5. Контроль в процессе обучения……………………………………………………..215

Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ……………………….………….219

Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе

§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания

§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания …………………………..228

§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания...........................230

Глава 16. Воспитание базовой культуры личности ………….…………………… 238

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности …242

§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности

§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся

§ 6. Воспитание физической культуры личности

Глава 17. Общие методы воспитания …………………………………………………261

§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация

§ 2. Методы формирования сознания личности

§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании …………………272

§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания .......................................274

§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея

в гуманистической педагогике

§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива…..278

§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива ……………………………………….280

§ 5. Основные условия развития детского коллектива…………………………………….284

Глава 19. Воспитательные системы

§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы ……………….……..…….287

§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы …………….………….292

§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы

§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы………307

Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя…………………………315

§ 1. Сущность педагогической технологии

§ 2. Структура педагогического мастерства .............................................................318

§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи ..............................................322

§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика

§ 5. Этапы решения педагогической задачи ……….…………………………………324

§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач

Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса

§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса …...…... 328

§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза

§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога .............331

§ 4. Планирование работы классного руководителя

§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметника .......................................342

Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса .........................345

§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса

§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации

§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации ............350

§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности ............................................................................................................354

§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников

§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности

Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя..360

§ 2. Понятие о технологии педагогического общения

§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи

§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации ..............365

§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика

§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ..................379

Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами

§ 1. Государственно-общественная система управления образованием

§ 2. Общие принципы управления образовательными системами .....................384

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления

Глава 25. Основные функции внутришкольного управления

§ 1. Управленческая культура руководителя школы ...........................................391

§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой...............397

§ 4. Функция организации в управлении школой

§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении …………………… 406

Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами ………………………………………………………………………………….405

§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности

§ 2. Педагогический коллектив школы

§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи ………………………………………………………………………414

§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей ………………………………………………421

§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности

§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация

В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов

ПЕДАГОГИКА

К оглавлению

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1

Наши рекомендации