На какой возраст было рассчитано применение технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

1. Дошкольный возраст

2. Младший школьный возраст.

3. Средний школьный возраст

4. Старший школьный возраст

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Гендерные проблемы в образовании.

2. Педагогическая квалиметрия

3. Место и функции акси­ологического компонента в структуре методологической культуры педагога.

4. Пе­дагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятель­ность.

5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

6. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

7. Диалектика идеи гармонического и всестороннего разви­тия личности в истории педагогики.

8. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся.

9. Сущность, структура и стили педагогического менеджмента.

10. Лидерские способности и харизма педагога.

11. Сущность и функции педагогической диагностики.

12. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики при организации внеклассной деятельности учащихся.

13. Развитие инновационной деятельности в образовании.

14. Сущность и структура понятия «идеальная педагогическая инновация». Виды педагогических инноваций. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.

15. Акмеограмма педагога-инноватора.

16. Проек­тирование структуры воспитательной системы школы, гимназии, лицея на основе субъект-субъектных отношений.

17. Средовой подход в воспитании.

18. Технология воспитания социального творчества (И. П. Иванов).

19. Технологии разработки коллективных творческих дел.

20. Методологические позиции, особенности содержа­ния и технология школы адаптирующей педагогики.

21. Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера. Технология свободного труда С. Френе.

22. Работа классного руководителях неблагополучными семьями.

23. Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении воспи­тания.

24. Физиологические, социокультурные, информа­ционные и нормативные основы дидактики.

25. Рациональная организация учебной деятельности учащихся как условие повышения качества образования.

26. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.

27. Дифференцированное обучение учащихся на разных возрастных этапах.

28. Бинарный характер методов обу­чения.

29. Нетрадиционные формы, методы и средства, используемые при дифференцированном обучении.

30. Пути усиления образовательной, воспитательной и развивающей функций урока.

31. Компьютеризированное обучение: аппаратные и прог­раммные средства.

32. Проектирование, прогнозирование и осуществление педагогического про­цесса как ведущие технологические аспекты деятельности педагога.

33. Технологии целеполагания, мотивации, интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии.

34. Моделирование системы педагогических технологий.

35. Учебно-познавательная деятельность учащихся и технология ее организа­ции. Технология полного усвоения урочной темы.

36. Интеллектуальные и творческие способности личности, их развитие в це­лостном педагогическом процессе.

37. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей.

38. Технология формирования научных понятий.

39. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей уча­щихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер

40. Диалоговая система обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов).

41. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы, индивидуаль­ного стиля деятельности учителя и учащихся.

42. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культу­ры.

43. Инновационная направленность организации методической работы в современной школе.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Основные категории педагогики, их характеристика

2. Система педагогических наук, их характеристика. Связь педагогики с другими науками.

3. Методы педагогического исследования, требования к ним.

4. Педагогический эксперимент, его характеристика.

5. Понятие развития личности. Факторы развития личности.

6. Возрастные и индивидуальные особенности развития. Возрастная периодизация.

7. Цель как компонент педагогической деятельности. Иерархия целей педагогической деятельности.

8. Понятие педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса.

9. Образование как социокультурный феномен.

10. Система образования Республики Беларусь.

11. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.

12. Обучение как составная часть педагогического процесса. Признаки процесса обучения. Движущие силы процесса обучения. Структурные компоненты процесса обучения.

13. Понятие и сущность содержания образования. Факторы отбора содержания образования.

14. Документы, определяющие содержание образования.

15. Сущность и характеристика сообщающего обучения.

16. Сущность и характеристика проблемного обучения.

17. Сущность и характеристика программированного обучения.

18. Сущность и характеристика личностно-ориентированного обучения.

19. Сущность и характеристика развивающего обучения.

20. Теория поэтапного формирования умственных действий.

21. Понятие о педагогической технологии, соотношение понятий «теория», «методика», «технология». Сущность технологии обучения.

22. Понятие закономерностей обучения, их характеристика. Общие и специфические закономерности обучения. Характеристика дидактических принципов.

23. Понятие о методах и приемах обучения. Условия, определяющие выбор методов и приемов обучения.

24. Характеристика словесных методов обучения.

25. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

26. Формы организации обучения, их характеристика.

27. Урок как основная форма организации обучения. Типы уроков, их характеристика.

28. Структурные компоненты урока, их характеристика.

29. Подготовка учителя к уроку. Пути повышения эффективности урока.

30. Формы внеклассной учебной работы, их характеристика. Требования к правильной организации домашней самостоятельной работы.

31. Контроль и проверка знаний как составная часть учебно-воспитательного процесса. Виды контроля.

32. Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления.

33. Сущность процесса воспитания. Особенности процесса воспитания.

34. Закономерности процесса воспитания, их характеристика.

35. Принципы воспитания, их характеристика.

36. Понятие о методах воспитания, различные подходы к классификации методов воспитания.

37. Характеристика методов формирования сознания.

38. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения.

39. Характеристика методов мотивации и стимулирования.

40. Формирование научного мировоззрения как основная задача умственного воспитания. Критерии сформированности научного мировоззрения.

41. Сущность, задачи и средства нравственного воспитания.

42. Сущность и задачи трудового воспитания школьников, виды труда школьников.

43. Профориентация школьников, ее значение, основные направления профориентационной работы.

44. Сущность и задачи эстетического воспитания школьников.

45. Понятие об экологическом образовании и воспитании, его осуществление на уроках и во внеурочной деятельности.

46. Сущность и задачи, средства физического воспитания и формирования здорового образа жизни у школьников.

47. Сущность и содержание идеологического воспитания школьников.

48. Классный руководитель в школе, специфика его работы.

49. Понятие об ученическом коллективе, этапы и методика формирования коллектива.

50. Роль и место семьи в социальном пространстве воспитательного процесса.

51. Педагогические системы и технологии воспитания.

52. Детское движение и детские объединения как фактор развития личности, ее социализации.

53. Планирование воспитательной работы с классом.

54. Организация самовоспитания учащихся.

55. Требования к личности педагога.

56. Педагогическая профессия и ее особенности.

57. Сущность и характеристика педагогической деятельности.

58. Педагогическое общение, стили педагогического общения.

59. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 348 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

3. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова [и др.]; под общ.ред. А.С. Роботовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

4. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В.В. Воронов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

5. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001.

7. Кочетов, А.И. Теория формирования личности. В 2 т. Т. 1: Факторы, структура, сущность формирования личности / А.И. Кочетов. – Минск: НИО, 1997.

8. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Классному руководителю / М.И. Рожков [и др.]; под общ.ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 1999. – 205 с.

10. Кодекс Республики Беларусь об образовании

11. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В.Кузьмина, А.А. Реан. – СПб., 1993.

12. Лихачёв, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачёв. – М.: Юрайт, 2001. – 607 с.

13. Общие основы педагогической профессии: учеб.пособие / авт.-сост. И.И. Цыркун [и др.]; под общ. ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингерей. – Минск: БГПУ, 2005. – 195 с.

14. Основные подходы к организации идеологической и идейно-воспитательной работы в учреждениях образования / сост. Л.В. Зенькова. –Витебск, 2003.

15. Основы педагогики: учеб.пособие / А.И. Жук, [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003.

16. Основы психологии и педагогики: учеб.пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. – Минск: Новое издание, 2004. – 336 с.

17. Педагогика: учеб пособие для вузов / П.И. Пидкасистый [и др.]; под общ.ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – 640 с.

18. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений. – 4-е изд. / В.А. Сластенин[и др.]; под общ. ред. В.А. Сластенина. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

19. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – 4-е изд. / С.А. Смирнов[и др.]; под общ.ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – 512 с.

20. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс:учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1 / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2000. – С. 9 – 42.

21. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

22. Подласый, И.П. Педагогика. 100 вопросов – 100 ответов: учеб.пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

23. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб.пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: Тетра Системс, 2002. – 544 с.

24. Пуйман, С.А. Педагогика: учеб.пособие / С.А. Пуйман. – Минск: Выш. шк., 2002. – 598 с.

25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

26. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. – Минск: Бестпринт, 2005. – 362 с.

27. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. - 928с.

28. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К. Степаненков. – Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. – 448 с.

29. Степаненков, Н.К. Планирование работы классного руководителя / Н.К.Степаненков. – Минск, 1996.

30. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб.пособие / И.Ф. Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.

31. Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание; параметры эффективности: учеб.-метод. пособие / Ф.И. Храмцова. – Минск: БГАТУ, 2005. – 148 с.

32. Цыркун, И.И. Генеративное обучение педагогике / И.И. Цыркун, Л.А. Козинец, В.Н. Пунчик; под общ.ред. И.И. Цыркуна – Минск: Жаскон, 2005.

33. Цыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству/ И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск, 2006.

34. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб.пособие / В.В.Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.

35. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб.-метод. пособие /авт.-сост. Л.В. Пенкрат [и др.]. – Минск, 2008.

36. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Наши рекомендации