V. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль(и то, и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позицияпедагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.
Педагогическая позиция, по словам В.И.Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.
В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком, главным образом, как субъектомучебной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая методика.
В ее основу положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:
1) действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
4) действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.
Как осуществляется диагностика
Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа – №1 и №2. Главное при этом – соблюсти интервал между предъявлением этих листов. Он должен составлять не менее одного дня!Это делается для того, чтобы снизить возможную конформность ответов, нейтрализовать возможные попытки «угадать» «правильный» ответ.
Опросный лист №1
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действияпедагога-воспитателя | Считаю необхо-димым | Считаюважным | Считаюнеобязательным | Считаюненужным |
1.Равноправное общение с детьми | ||||
2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
10.Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11.Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
30. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
33. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
36. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Опросный лист №2
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действияпедагога-воспитателя | Делаю постоянно | Делаючасто | Делаюизредка | Неделаю |
1. Равноправное общение с детьми | ||||
2. Проявление эмпатии по отношению к ребенку | ||||
3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка | ||||
4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков | ||||
5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков | ||||
6. Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов | ||||
7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей | ||||
8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности | ||||
9. Создание ситуации успеха для каждого ребенка | ||||
10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива | ||||
11. Активизация воспитательного потенциала урока | ||||
12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления | ||||
13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами | ||||
14. Поддержка процесса самопознания ребенка | ||||
15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ребенка | ||||
16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога | ||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам | ||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности | ||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье | ||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания | ||||
21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности | ||||
22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежных субкультурах | ||||
23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения | ||||
24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении | ||||
24. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег | ||||
25. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе | ||||
26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем | ||||
27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом | ||||
28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам | ||||
29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье | ||||
30. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ребенка | ||||
31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка | ||||
32. Защита прав и интересов ребенка, оказавшегося в конфликте с родителями | ||||
33. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников | ||||
34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. | ||||
35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации |
Обработка результатов.
Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».
Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.