II. Речевая и артикуляционная разминка
Речевая разминка. Артикуляция звука
Дай мне шёлка, шелкопряд, —
Шимпанзе сошьём наряд!
Пусть гуляет на бульварах
В широченных шароварах,
Шарф завяжет до ушей
И шесть дней смешит мышей!
М. Дружинина
— Прочитайте стихотворение, бодро и весело. Какой звук повторяется в стихотворении чаще всего?
Игра «Скачки»
Играют парами или группой, стоя или сидя.
— Представьте, что вы находитесь на ипподроме, где соревнуются между собой наездники. Ритм скачек воспроизводим с помощью звуков [к] или [г]. Победителем окажется тот, кто «проскачет дольше и сохранит четкость и звучность произношения.
2. Артикуляционная разминка. Упражнение «Улыбка»
— Представьте, что вы сидите перед объектном фотоаппарата. Растяните губы в улыбку, затем верните в исходное положение. Повторите 4—5 раз.
III. Подготовка к восприятию произведения
Вступительное слово учителя.
— В каждом из нас живет маленькое солнышко, которое раскрашивает окружающий мир яркими красками. Это солнышко — доброта. Именно волшебная сила добра помогает нам увидеть всё многоцветье мира. Дело в том, что доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами — и нам становится тепло, скажет кто-нибудь доброе слово — и на душе становится легко и приятно.
Беседа с учащимися.
— Что означает слово «доброта»? (Ответы детей.)
— Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Доброта — что отзывчивость, душенное расположение к людям, стремление делать добро другим»; и отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
— Представьте себе образ слова « доброта». Какой он? (Мама, волшебный цветок, яркий огонек, солнце, сказочная фея, радуга и т. д.)
— Какого человека можно назвать добрым? (Того, кто любит людей, стремится делать добрые дела, помогает бескорыстно другим, умеет дружить.)
— Никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. Почему в наши дни увеличилась потребность человека в доброте? Может, дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее? Мы часто терзаемся от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда сами раним кого-то.
Чтение учителем рассказа.
Сила не право
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться к отцу: а отец сидел у окна и все видел.
— Что сказал Митe отец?
— Если вы будете делать добро другим людям, в нашем сердце поселится маленький солнечный лучик, от которого будет тепло окружающим людям. И тогда вы будете делать только добрые дела, как мальчик из сказки, которую вы сейчас послушаете.
IV. Работа с текстом скалки Э. Киселевой «Мальчик-Огонек».
Чтение сказки учителем (с. 3).
Лексическая работа.
• Фея — волшебница.
Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение вызнала сказка? Почему?
Анализ произведения.
— Что вы представляли, слушая эту сказку?
— Каким вы представляете мальчика-Огонька?
— О чем мечтал горячий Огонек?
— Что сделала фея?
— Каким был Огонек со своими друзьями?
— Почему Огонек решил спасти мальчика? Мог ли он поступить по-другому?
— Как вы относитесь к поступку мальчика? Хотелось бы нам быть другом такого мальчика-Огонька?
— Какова главная мысль произведения?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по предложению;
б) чтение вполголоса;
в) комбинированное чтение «учитель — ученик».
6. Выборочное чтение.
— Прочитайте, как Огонек бросился па помощь мальчишке?
— Что сделало Солнце? Прочитайте.
— Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь сидеть у костра? Когда и где это было? Вспомните свои ощущения.
— Как получилось слово «огонь»? Давайте послушаем сказку.
Учитель читает сказку.
Как получилось слово «огонь»
Человек впервые в жизни увидел огонь.
— О! — воскликнул он удивленно и подошел к огню поближе. Это было красиво. Алые язычки ласково стелились у самых ног человека, излучая теплый желто-оранжевый свет и тепло. Человек присел, протянул руку и хотел погладить огонь. Но коварное пламя внезапно лизнуло ему ладонь и обожгло пальцы. Человек отдернул руку.
— Ой!.. — вскрикнул он от неожиданности и боли.
А огонь потешался, словно насмехаясь над человеком. Он приподнялся, распустил алые щупальца в разные стороны и, ухватившись за ветки кустов, стал расти. В одно мгновение огонь превратился в громадного грозною монстра. Человек в испуге отпрянул с возгласом:
— Ото!
Но не убежал — стоял, завороженный необыкновенным зрелищем, а в его глазах отражалось желтое горячее пламя, неистово скачущее в ослепительном зловещем танце.
— Нь!.. — прошептал человек с восторгом и страхом. Он испытывает новые, неведомые доселе чувства, и в его устах рождается новое слово:
— Огонь! Огонь!
Что в этом слове? Удивление, недоумение, боль или страх? А может быть, испуг, опасение, восхищение или завораживающий восторг?
Внезапно жаркая пляска закончилась. Огонь устал, утих и прилег на землю. И человек постепенно успокоился: исчез восторг и уходит страх. Человек подходит и присаживается к мирному костру. Тепло приветливо окутывает и согревает его. Человеку с огнем хорошо, спокойно, он не в силах оторвать от пламени очарованного взгляда, улыбается ласково. Затем губы его слегка сужаются, чуть вытягиваются, и рождается новое слово:
— Ого-нёк.
Вслушайтесь, как слово «огонь» - изменило свой характер. Человек добавил всего лишь два звука, а слово как будто уменьшилось в размерах, оно стало мирным, ласковым и нежным, от него веет добротой и домашним уютом.
«Огонь и «огонек».
Вот они какие, необычные обычные слова.
— Как появилось слово «огонь» ?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Работа в группах
Задание для 1 группы
— Доброта — самое ценное нравственное, качество нашего народа. Пословиц и поговорок о доброте очень много. На полосках бумаги написаны части пословиц о доброте. Разложите полоски так, чтобы получились целые пословицы. Полученные пословицы запишите.
1. Живи для людей, а) а худое само приспеет.
2. Не одежда красит человека, б) а добрый от радости.
3. Торопись на доброе дело, в) поживут и люди для тебя.
4. Добрые слова г) на добрые, дела.
5.Жизнь дана д) дороже богатства.
6. Злой плачет от зависти, е) а его добрые дела.
Ответы: 1-й. 2-е. 3-а, 1-д. 5-г. 6-6.
— К каким прочитанным рассказам и сказкам можно применить эти пословицы?
Задание для 2 группы
1. Прочитайте стихотворение.
Солнышко
Обронило солнышко улыбку
На краю ромашкового луга.
Обронило солнышко улыбку
На опушке белоснежной рощи.
Обронило солнышко улыбку…
И с тех пор берёзы, словно птицы.
Солнце в лепестках своих качают;
И с тех пор берёзы, словно птицы,
Крыльями зелёными полощут.
Ничего па свете не случилось.
Отчего же нежностью просвечен
Каждый лист и каждая травинка?
Оттого, что поутру однажды
Обронило солнышко улыбку!
2. Ответьте на вопросы.
— Какую улыбку обронило солнышко?
— Как все изменилось и природе?
— Почему улыбку сравнивают с солнышком?
Задание для 3 группы
Если взять большое слово, Вынуть буквы — раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова.
С. Павлова
— Придумайте как можно больше новых слов из букв, входящих в слово ДОБРОТА.
Задание для 4 группы
1. Рассмотрите рисунки-символы.
— Где художник изобразил радость, грусть, печаль, удивление?
— Какой рисунок-символ олицетворяет доброго человека?
1 2 3 4 5
2. В последнем кружочке изобразите своё настроение.