Действия учителя по защите детей

В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Забота о детях должна постоянно находится в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях одна из самых гуманных и самых важных задач. Взрослые, прежде всего родители, учителя, учебно-воспитательный состав, персонал детских учреждений, обязаны знать и уметь выполнять основные приёмы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Педагог должен уметь надевать противогаз, респиратор на ребёнка, изготавливать ватно-марлевые повязки, подготавливать одежду для защиты от радиоактивных и аварийно химически опасных веществ, квалифицированно проводить противоэпидемические меры при возникновении инфекционных заболеваний.

В случае нарастания угрозы возникновения какого-либо чрезвычайного события (наводнения, бури, урагана, снежных заносов, резкого похолодания, инфекционного заболевания и пр.) не допускайте, чтобы дети выходили из помещения. Они должны постоянно находится под наблюдением взрослых. Все разъяснения детям даются с учетом их возрастных и психологических особенностей. Ни в коем случае нельзя вызывать своим поведением и разговорами у детей страх. Это может привести к нанесению им тяжелых психических травм.

Учителя, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школ должны твердо знать свои обязанности на случай аварии или пожара вблизи учебного заведения, стихийного бедствия, место укрытия детей, маршрут следования к нему. Для этого во всех образовательных учреждениях должны проводиться занятия, тренировки, дни защиты детей.

Мир опасностей столь же многообразен и изменчив, как и жизнь, которой он сопутствует и угрожает, поэтому безопасность является непременным условием стабильности и развития человечества в постоянно изменяющейся среде обитания.

Чтобы избежать несчастий, вызванными различными видами опасностями, необходимо соблюдать правила поведения, быть бдительными и уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

Действия учителя

В чрезвычайных ситуациях техногенного характера

АВАРИИ

Авария - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Часто авария сопровождается воздействием на человека целого комплекса опасных явлений: например пожар приводит к обрушению здания и вызывает поступления в атмосферу химических веществ и др.

При аварии на радиационно-опасном объекте атомной энергетической установки (АЭУ) из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу в виде мельчайших пылинок (аэрозолей) радиоактивные вещества, при аварии на химически-опасном объекте происходит выброс сильнодействующих и ядовитых веществ (СДЯВ).

Действия учителя при аварии на АЭУ.

Узнав об аварии АЭУ, учитель должен сообщить о случившемся детям, раздать средства защиты, помочь правильно их надеть и укрыться в защитном сооружении. В классе необходимо плотно закрыть окна, двери, форточки, заклеить щели между рамами. На улицу не выходить.

В помещениях, предназначенных для нахождения детей, нужно ежедневно проводить влажную уборку, желательно с применением моющих средств. Перед входной дверью поставить ёмкость с водой, расстелив рядом влажный коврик - вытирать обувь. Пищу принимать только в закрытом помещении, руки мыть обязательно с мылом, рот полоскать 0,5 % раствором питьевой соды.

Действия учителя при аварии с выбросом СДЯВ.

При возникновении опасности химического заражения лучше всего надеть на детей детские противогазы и укрыться в ближайшем убежище. Но вероятнее всего, придётся выходить из зоны заражения.

Готовясь к выходу, наденьте на детей головные уборы, плотную верхнюю одежду, лучше плащ, застегните все пуговицы, обуйте в резиновые сапоги, шею обвяжите шарфом, рот и нос прикройте ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив её в воде или 2% растворе питьевой соды (при аварии с выбросом хлора) или 5% растворе лимонной кислоты (при аварии с выбросом аммиака). Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район.

Если не было указанно, куда выходить или вы не слышали, зону возможного заражения следует преодолевать в направлении, перпендикулярном направлению ветра. Ни в коем случае нельзя прятать детей в подвалах, погребах, оврагах. Многие ядовитые вещества тяжелее воздуха, стелются по земле, затекая в низинные места.

Если же укрыть детей в убежище или вывести из зоны заражения не удалось, оставайтесь с ними в помещении, но плотно закройте окна и двери, вентиляционные отверстия. Выходные двери закройте плотной тканью, одеялом. Щели в окнах и стыках рам заклейте бумагой, плёнкой.

Если вы подозреваете, что ребёнок получил дозу СДЯВ, исключите любые физические нагрузки, дайте обильное тёплое питьё, молоко, затем обязательно покажите врачу.

Если придется на какое-то время остаться в загрязненной зоне, то для медицинской профилактики в течении первых 7 дней ежедневно принимайте no l таблетке (0,125г) йодистого калия, детям до 2 лет давайте четверть таблетки. При отсутствии таблеток йодистую настойку можно приготовить самим: 3-5 капель 5% раствора йода на стакан вода, детям до 2 лет- 1-2 капли. Принимать равными частями 3 раза в день.

Для эвакуации используют автобусы, крытые грузовики и легковые машины, обязательно с закрытыми окнами, лучше после дождя. Транспорт подают непосредственно к подъездам. Перед выходом из дома детей одевают также, как и при выходе из зоны вероятного заражения СДЯВ.

После вывоза из зоны поражения, тщательно вымыть детей с мылом, одежду упаковать в полиэтиленовые пакеты и сдать в санитарный пункт для обработки.

ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнём. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.

Взрыв - это освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени.

Действия учителя при пожарах и взрывах.

Если пожар возник в школе, немедленно вызовите пожарных, позвонив по телефону 01, сообщите необходимые сведения. Подготовьте к эвакуации детей, не создавая паники и давки. В задымленном помещении необходимо передвигаться на четвереньках и дышать через влажную ткань. Открытые участки тела закрыть сырой тканью. Не открывать окна и двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара.

Поиск детей в горящем здании. Сначала необходимо уточнить планировку, выяснить места вероятного нахождения детей. Затем надеть противогаз или респиратор, набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани и после этого заходить в помещение. Чаще дети прячутся под кровати, диваны, столы, забиваются в шкафы, кладовки. На зов в большинстве случаев не откликаются.

Если вы отыскали в горящем помещении ребёнка, который может сам передвигаться, надо накинуть на него увлажнённую простыню, скатерть, одеяло и, взяв за руку, вывести в безопасное место. Рот и нос закрыть мокрым платком, шарфом, косынкой. Если ребёнок потерял сознание, взять его на руки и немедленно вынести из зоны огня и дыма.

В том случае, когда загорелась одежда, следует как можно скорее набросить на неё мокрое или сухое одеяло и плотно прижать его к телу. Следите, чтобы ребёнок не побежал - пламя только усилится. Нельзя тушить одежду при помощи огнетушителя - может произойти химический ожог.

В сильно задымленных помещениях немедленно раскрываются окна и двери для проветривания. Уменьшит задымленность струя распылённой воды, которая охлаждает дым и одновременно осаждает его твёрдые частицы.

Ни в коем случае нельзя пользоваться при пожаре лифтом. Если коридор заполнен дымом, то при спуске по задымленной лестнице следует придерживаться рукой за стену, а не за перила.

Не подходите к взрывоопасным предметам, и не трогайте их. Оповестите окружающих об опасности. При повреждении здания взрывом входите в него с чрезвычайной осторожностью, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий стен, а также утечек газа.

Поиск детей прекращается лишь в том случае, когда тщательно проверены все помещения и точно известно, что там никого нет.

Основы пожарной безопасности, механизм возникновения и развития пожаров, алгоритм действий персонала и учащихся при пожаре в образовательном учреждении, обязанности преподавателей при эвакуации учащихся из учреждений подробно представлены в главе 4 «Пожарная безопасность образовательного учреждения».

Наши рекомендации