Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд
Кл. по 140ч.
Кл.-70ч.
Кл.-35ч.
Пояснительная записка
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения глубоко умственно отсталых детей.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей-имбецилов, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность. Гибкость, взаимосвязь получаемых детьми знаний. Умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применение других игр на других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общее физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка, различных дидактических игр на уроках счёта и т.д. В данную программу отобраны и включены такие игры. Дидактические задачи, которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
ПРОГРАММА
I класс (140 час.)
Предметно-манипулятивные действия
Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога.
Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от 10 – 15 сек. до 2 – 3 мин. Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определённом месте.
Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря.
Прослеживание движения предмета показываемого учителем за экраном. Ожидать появление его в двух определённых местах.
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей («Птички», «Кулачки-ладошки», «Молоток» и пр.). В I классе не требуется выполнения сложных упражнений для пальцев, требующих точности работы мелких мышц («пальчики здороваются»).
Выполнение подражительных действий со сменой вида движения («Стучим-прячим»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движениями учителя.).
Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с флажком»).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
катание шариков в определённом направлении;
бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;
перекладывание предметов из одной коробки в другую;
складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы её можно было закрыть крышкой;
открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрёшек;
заполнение отверстий втулками, грибками;
закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой;
нанизывание предметов с отверстиями на стержень;
нанизывание шаров на шнур («бусы»);
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета;
сталкивание палкой предмета со стола;
использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации;
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Цвет. Выбор по образцу и инструкции « Дай такой» предмет одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющему образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастно насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8-12 предметов всех указанных цветов (без названия цвета).
Три цвета: красный, синий, желтый – уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар – параллелепипед («брусок», «кирпичик»); куб – конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм. Раскладывание, подбор, раздача по образцу.
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.
Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой».
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку – больших предметов, в маленькую – маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе из двух размеров резко контрастных – больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
Дидактические игры
«Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный – синий – красный – синий и т. д.).
«Грибки»: подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Предметное цветовое поле»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов. (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во 2-м полугодии).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске).
«Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус – куб - конус и т. д., круг – квадрат – круг – квадрат
и т. д.); чередование предметов по величине через один, выкладывая их в ряд (большой – маленький – большой – маленький и т. д.).
«Шароброс»: опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия.
«Бирюльки»: сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями («бирюльками»).
«Поиск в окружающем»:
быстро находить предмет, спрятанный на виду у детей за экран или какой-либо предмет;
находить в обстановке класса и приносить учителю предметы игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке – принести мяч – игрушку);
находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком – определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанным учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление).
«Что лишнее»: исключение, «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться).
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаги, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. д.); узнавать на ощупь предметы , положенные в матерчатый мешочек;
находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных по величине). (2-е полугодие).
Все действия уметь производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
«Что убрали», «Что изменилось» - запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них.
Деятельность с разобранными игрушками
Собирание вкладных кубов. (3 куба разных по величине).
Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не переворачивая вниз головой и т. д.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец); заканчивать работу, не бросать ее не доделав, не терять принципа подбора «по величине»; окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки.
Элементарное конструирование
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
молоток ворота домик для собаки окно
По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей разрезных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет и величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем):
Башня из 4-х кубов одинакового размера;
Дорожка из Брусов одинакового размера;
Башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине);Башня из 5-ти кубов разного размера (по убывающей величине);
ворота;
гараж;
дом;
стол, стул;
забор.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная).
По окончании работы постройки обыгрываются.
Работа с мозаикой
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующего ряда» через один элемент: красный – синий – красный – синий и т. д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);
«Башня и флаг» ( три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент);
«Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него 6 элементов белого цвета).
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.
Лепка
Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук – обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.
При лепке учителем на глазах у детей узнавать предметы в лепке.
Дети должны получить следующие навыки в работе с глиной (или пластилином):
Разминать глину;
Раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
Раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
Вдавливать углубление на поверхность шара (яблоко);
Делить глину на части;
Сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
Соединять две части (баранки, гриб со шляпой, снеговик);
Лепить буквы: А, О, У.
Уметь в лепке использовать правильные представления о величине и форме: при задании слепить большой и маленький шарики (мячи, яблоки, палочки) делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Работа с бумагой
Выработка умений и навыков работы с бумагой: мять бумагу и разглаживать ее ладонью; разрывать произвольно; отрывать небольшие кусочки; сгибать бумагу по прямым линиям произвольно (в любом направлении), разгибать ее и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Изготовление изделий: коллекции цветной бумаги (2-3 цвета); «книжечка» (из двух листов бумаги), «закладка».
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету или чередуя); на листе бумаги, образуя определенный рисунок.
Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т. д., правильно соотнося части.
Работа с нитками
Разборка ниток.
Размотка трикотажного срыва.
Сортировка по цвету.
Намотка на катушку.
II класс (140 часов)
Предметно-манипулятивные действия
Повторение и закрепление всех умений, приобретенных в 1-м классе.
Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и пр.). Постепенно убыстрять темп подражательных движений.
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
открывание и закрывание коробок, флаконов с завинчивающими крышками;
нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
Использование несложных предметов как орудий:
использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо;
самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета;
самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда;
самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия.
Цвет.Выбор по образцу и группировка предметов окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и т. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание предметов двух сходных цветов.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.
Сопоставление предметов по цвету, близкое подненсение их друг к другу.
К концу года дети должны знать названия и самостоятельно называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб – параллелепипед, цилиндр – шар).
Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: куб, шар, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («Башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник.
Определять формы независимо от величины и окраски предмета, знать, что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т. д.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов: большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой; толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий (на бытовых предметах, картинках и специальном дидактическом материале).
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.
Различать величину предметов независимо от их формы, понимать , что большими бывают и матрешки, и кольца, и кубы, и кирпичики и т. д.
Понимать слова, находить и показывать по названию предметы и большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие. Самостоятельно называть величины: большой, маленький, больше, меньше, тонкий и толстый.
Дидактические игры
Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
«Подбери по цвету» (по форме, величине): подбор не только однородных предметов по одному из этих признаков (кубики одного цвета к таким же кубикам, карандаши к карандашам т. д.), но и разнородных (подобрать кукле платье, носочки, шапочку одного цвета, такие же чашку, блюдце, тарелку – при необходимости выбора из предметов разного цвета; подобрать различные предметы одной формы: шарик, мяч, яблоко, помидор и т. д.).
«Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через два элемента, выкладывая их в ряд (красный – синий – синий – красный и т. д., квадрат – круг – круг – квадрат и т. д.; большой – маленький – маленький – большой и т. д.).
«Картинное лото». Уметь выполнять правила игры: ожидание «своей» картинки, отказ от других, быстрое нахождение нужной картинки среди других. Сличать при игре в картинное лото парные картинки, изображающие предметы одежды, посуды, игрушки, домашних и диких животных.
«Картинное лото»; размещение цветных предметных картинок на розданным детям таблицах соответствующих цветов с учетом расположения контуров изображенных на таблице квадратов. (Картинки: красное платье, зеленый шар и т. д., размер картинки соответствует размеру квадрата на цветной таблице).
«Геометрическое лото»: учитывать одновременно форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их цвет. («У меня синий квадрат», «У меня желтый треугольник» и т. д.).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (до 10 фигур на доске).
«Почтовый ящик»: уметь опускать объемные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки не способом проб и ошибок, а зрительно соотнося фигуры с прорезью.
«Поиск в окружающем»: находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с показанными учителем;
предметы с заданными признаками (определенного цвета, формы, величины) – по представляемому образцу (образец показан и убран, дети ищут заданный предмет по сохранившемуся образцу).
«Светофор»: продолжать выработку быстрой и точной двигательной реакции на смену цветового сигнала.
«Что лишнее» исключение «лишней» картинки из нескольких картинок, изображающих одинаковые предметы, отличающие одним признаком (четыре чашки: три красных и одна зеленая; три белых чашки и один белый стакан и т.д.).
«чудесный мешочек»: уметь по образцу большого размера найти на ощупь в мешочке его мелкую пару (из бирюлек) и наоборот (Без названия и с названием; различать на ощупь твердые и мягкие предметы (куски ткани, меха и т. д. среди твердых предметов); различать на ощупь в мешочке величину предметов, их форму (шары, кубы, елки, катушки, ключи, грибки); находить на ощупь при выборе из 2-4-х большие и маленькие предметы; предметы круглой, кубической, прямоугольной формы (по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу данному зрителю).
«Что убрали», «Что изменилось». Выполнять усложненные варианты игр: с увеличенным количеством предметов до 6-7: не только предметами, но и с картинками; замечать и указывать на различие в сходных картинках. («Этот мальчик в шапочке, а этот без шапочки»).
Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубов (5-7 кубов, разных по величине). Складывание 3-5 местных матрешек, осмысленное соотнесение частей ее (верх – низ). Уметь подобрать и сложить каждую матрешку отдельно, расположить их в ряд по величине, разобрать и собрать все вместе, вложив одну в другую.
Собирание по величине пирамиды из 8-10 колец, не теряя принципа подбора, соотнося кольца, незначительно различающиеся по величине путем наложения.
Собирание пирамиды с более сложным принципом построения: пирамида с кольцами, имеющий разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца (требуется определенное положение кольца при его нанизывании на стержень); пирамида с расположением колец с начала по возрастающей величине, затем по убывающей.
К концу года дети должны научиться самостоятельно собирать эти пирамиды.
Элементарное конструирование
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции.
стул дом кровать стол снежинка лестница буквы: А Г Е Ж И К Л М Н П С Т Ш
Складывание разрезных картинок из 3-4 частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.
Подбор и выкладывание из объемных плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур: а) без экрана, т. е. по непосредственному показу, в сопряженных действиях с учителем; б) с экраном, т. е. по образцу, подготовленному учителем за экраном; ученик должен самостоятельно проанализировать готовый образец конструкции, отобрать необходимые детали и выполнить постройку.
Постройки из детских наборов строительного материала, также по показу и образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
стул, стол, кресло, кровать, этажерка;
рельсы для трамвая, поезда;
загон для животных;
ворота с аркой и забором;
мост со ступеньками и перилами;
дом;
дом с воротами и дорожкой.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции.
Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мелких игрушек.
Работа с мозаикой
Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется та же пластмассовая мозаика, что и в 1-м классе). Закреплять умения, приобретенные в 1-м классе.
Выкладывание прямых рядов:
из одноцветных деталей;
из деталей двух цветов параллельными рядами;
«чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т. д.).
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:
треугольник (по трем опорным точкам, в виде деталей мозаики, поставленных учителем);
прямоугольник (по четырем опорным точкам).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
дом с крышей и трубой;
цветок на стебле;
букет (два-три цветка разного цвета на стеблях);
выкладывание свободного узора по замыслу детей.
мозаика «Сказка»;
прочное соединение деталей;
составление длинных рядов из одноцветных деталей;
составление «чередующихся рядов» (через один элемент);
составление свободного узора по замыслу детей.
Лепка
Закрепить навыки обращения с материалом и выполнение определенных правил при работе с ним, полученные в первом классе.
Закрепить навыки: раскатывания прямыми и круговыми движениями между ладонями; сплющивание между ладонями.
Приобрести новые навыки лепки.
Отщипывать пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).
Защипывать края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка).
Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать, одну часть к другой.
Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка), из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты; рыба; лопата; корзины с фруктами; тарелка с продуктами.
Буквы: А,О, У, М, П, Н, Т, Р, Ш, Л, Х.
Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия и их детали из пластилина определенного цвета.
Работа с бумагой
Закрепление умений и навыков, полученных в 1-м классе.
Умения и навыки работы с бумагой: сгибать и разгибать бумагу по прямым линиям произвольно; сгибать и разгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Изготовление изделий: «наборная линейка» (без загиба боковых сторон), «мебель» из бумаги («стол», «скамейка») – без применения клея.
Знакомство с использованием гуммированной бумаги. Наклеивание готовых геометрических фигур из гуммированной бумаги в указанном порядке, выбирая по цвету (одноцветные) или по форме, чередуя фигуры по цвету или форме.
Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей: домик с крышей, гриб, морковка с зеленью и т. д. (из гуммированной бумаги).
Выполнение изделий из гуммированной бумаги: елочных украшений, цветных флажков – без применения ножниц.
Работа с нитками
Сортировка ниток по цвету.
Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.
Наматывание на катушку, клубок, картон.
Плетение косичек из толстых шнуров.
III класс (140 часов)
Предметные действия
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 2 классах.
Выполнение подражательных движений для развития мелких мышц кисти и пальцев рук («Замочек», «Топор», Пальчики здороваются», «Шарик», «Щелчки»). Ввести выполнение этих упражнений двумя руками.
Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию.
Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет» из предметов определенного цвета, формы, величины (дается не больше 4-5 предметов).
Выбор предметов определенного цвета, формы, величины по представляемому образцу (с отсрочкой в 15-20 сек.).
Выбор по образцу и группировка (раскладывание) на скорость (соревнование между детьми – кто первый?).
Знать название цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый. (Самостоятельного названия последних двух цветов не требуется).
Знать название форм: куб, шар, брусок, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Находить по названию и называть предметы следующих величин: большой, маленький, самый большой, самый маленький, больше, меньше, толстый, тонкий, длинный, короткий.
Дидактические игры
Продолжать проводить дидактические игры, которые давались в 1-2 классах, с усложнением задач и включаемого материала.
«Разложи в ряд» (чередование трех цветов, форм, величин).
«Картинное лото» : включаются картинки, изображающие мебель, транспорт, птиц, цветы.
«Картинное цветовое лото»: детям раздается не по одной цветной таблицы, а по две.
«Геометрическое лото»: на картинках изображены не геометрические фигуры, а предметы четко выраженной формы, близко к геометрической (книга – прямоугольник, мяч – круг и т. д.).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (до 12 фигур на доске), с использованием соревнования между детьми на скорость и правильность выполнения задания.
«Почтовый ящик»: также использовать соревнование и скорость выполнения.
Игры – загадки на соотнесение формы, цвета, величины.
«Поиск в окружающем»:
находить в обстановке класса спрятанный заранее предмет по словесной корректировке поиска «близко – далеко».
предметы с заданными признаками (определенного цвета, формы, величины) – по представляемому образцу.
«Что лишнее»: исключение «лишней» картинки из 4-х картинок, изображающих предметы, входящие в хорошо изученные категории (игрушки, посуда, одежда, животные) – три предмета одной категории и один предмет из другой категории
«Чудесный мешочек»:
различать на ощупь в мешочке предметы разной величины и формы при выборе из 4-6 предметов, по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу, данному зрительно или на ощупь.
Собирание пирамид различных форм и величин, но с четко выделяемым принципом построения:
пирамиды с кольцами, имеющими разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца;
пирамиды с расположением колец с начала по возрастающей величине, затем по убывающей;
пирамиды из сдвоенных половин шаров, расположенных по убывающей величине.
К концу года дети должны научиться самостоятельно, собирать эти пирамиды, а также элементарно объяснять словами принцип их построения. («Внизу большой шар из двух половинок, одна половинка красная, другая зеленая, потом шар поменьше, тоже из двух половинок…, вверху самый маленький… и т. д.).
Элементарное конструирование
Складывание из счетных палочек (до 10-12 штук) фигур и узоров по образцу, картинке и по собственному замыслу: двухэтажный дом, грузовая машина, письменный стол с ящиками, все буквы алфавита и т. д.
Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.
Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями.
Складывание картинки из 4-х и 6-ти кубиков с картинками.
Выполнение построек и фигур из 5-6 объемных и плоскостных форм при зрительном диктанте по показу (без экрана) и по образцу (с экраном).
Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
стол на 4-х ножках (кубиках);
диван, кресло, этажерка;
дом одноэтажный;
дом с воротами, забором и дорожкой;
двухэтажный дом;
двухэтажный дом с воротами и дорожкой;
автомобиль;
поезд.
Использование при конструировании знаний и представлений детей о размерах, формах и цвете, о пространственных отношениях предметов: вверху – внизу, справа – слева, впереди – сзади, выше – ниже и др.
Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Работа с мозаикой
Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой, приобретенных в 1-м и 2-м классах.
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный и т. д.);
выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов (красный – зеленый – белый – красный – зеленый – белый и т. д.).
выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник, шестиугольник – без названия).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
дом с крышей и трубой;
букет;
елочка;
снежинка;
декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов):
выкладывание свободного узора по замыслу детей.
Выкладывание хорошо знакомых сюжетов по представляемому образцу: выложенный учителем сюжет показывается, проводится совместная с детьми работа по его анализу, после чего образец убирается и дети самостоятельно производят его.
Выкладывание простых (из 10-12 элементов) сюжетов без образца, по рисунку.
Мозаика «Сказка»;
прочное соединение деталей;
составление длинных рядов из одноцветных и чередующихся по цвету деталей;
составление по показу объемных фигур (куб, параллелепипед);
составление свободного узора по замыслу детей.
Лепка
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 классах.
Закрепить навыки: отщипывания пальцами кусочков пластилина и скатывания их в мелкие шарики (вишни, сливы, яички); защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдце, миска, корзинка); вытягивания столбика из короткого толстого цилиндра (морковь, огурец).
Лепка более сложных форм из 2-5 частей (пирамида, снеговик, погремушка, рыбка, утенок, зайчик, матрешка, кувшин с ручкой).
Освоить приемы:
соединения деталей примазыванием (матрешка, цыпленок);
прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв).
Передавать форму простых знакомых предметов, достигая приблизительного сходства (овощи, фрукты, посуда).
Лепка их по представлению (без показа образца).
Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков.
Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу.
Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.
Работа с бумагой
Закрепление навыков, полученных в 1-2 классах.
Умения и навыки работы с бумагой; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.
Изготовление изделий: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой, «наборная линейка» с загибом боковых сторон.
Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т. д.).
Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из цветной бумаги: цепочки из двух разноцветных полос. Для более сильного состава детей, получивших дошкольную подготовку: знакомство с крахмальным клейстером и его свойствами; умение пользоваться клейстером; приемы работы с кистью. Наклеивание выше указанных форм и изготовление изделий с применением клея.
Экскурсия в картонажно-переплетную мастерскую школы, в книжный магазин канцелярских принадлежностей.
Работа с нитками и тканью
Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.
Плетение косичек из толстых цветных шнуров или мотков ниток.
Завязывание узелков на концах.
Завязывание бантом.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую, ознакомление с работами старших учеников и оборудованием мастерской.
IV класс (70 часов)
Повторение более трудных разделов программы предметно-практической деятельности для 2-3 классов, того, что недостаточно усвоено детьми данного класса.
Повторение работы с мозаикой – построение знакомых сюжетов (по программе 2-3 классов), не только по показу и по образцу, но и по представлению (выложенный сюжет учителем убирается), и только по названию сюжета.
Повторение работы по конструированию (по программе 3 класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Несложные объемные изделия из природных материалов.
а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.
б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка – проволока.
Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».
Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.
Работа с пластмассовым или металлоконструктором.
Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика.
V класс (35 часов)
Повторение разделов программы предметно-практической деятельности предыдущих лет, которые слабо усвоены детьми данного класса.
Изделия из природных материалов.
а) Изготовление по образцу мышки из желудя с хвостом из мочала или проволоки.
б) Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина и веточек.
в) Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом из бумаги или листьев дерева.
Лепка по представлению деталей для макетов. Сборку осуществляет учитель, привлекая сильных учащихся. Макеты: «За грибами», «Снегурочка в лесу».
Работа с пластмассовым и металлоконструктором.
Закрепление умений работы с ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата, прямоугольника, домика, лопатки.