Методы и приемы проведения классных часов
ПРАКТИКУМ
ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЧЕТВЕРТЬ
Учебные недели | Коллективные творческие дела учащихся (КТД) | Оперативная работа классного руководителя |
С 9-15 февраля | День святого Валентина | Классный час «Здоровые привычки» |
С 16-22 февраля | Ко дню защитника отечества | Родительское собрание «Военная служба, отсрочка, альтернативная служба» Классный час «Дороги мужества и славы» |
С 23-7 марта | «А ну-ка девочки», ко дню 8 марта | Классный час «Мы поздравляем женщин всей планеты» |
8-14 марта | Встречи с руководителями спортивных секций, кружков Классный час «Безопасность пути из дома и обратно» | |
15-21 марта | «Чистый дом» весенняя уборка территории школы. | «Классный час-чаепитие «Весенние каникулы» |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на ___________________________ для _____класса
(учебный год, четверть, неделю- по выбору студента)
Тема 6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
План
Классный час
Воспитательные функции классного часа
Методы и приемы проведения классных часов
Алгоритм подготовки в проведения классного часа
Структура классного часа
Технология и проведение праздников
Алгоритм подготовки и проведения праздников
Примерная тематика праздников
Классный час
Классный час — это гибкаяпо составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
— сообщение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человек;
— формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
— развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
— содействие становлению и проявление субъектности и индивидуальности у учащегося, его творческих способностей;
— формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Воспитательные функции классного часа
Просветительная функции заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии — наук, не нашедших отражен в учебных программах, или из физики, математики, литературоведения и других у известных школьникам наук. Эту функцию классного часа зачастую называют функцией «ознакомления с миром».
Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценить мир. Правда, она неразрывно связана с просветительной: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым ученик незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты, никогда не удается развить уважительно отношение к классической музыке без ознакомления с нею; будут бесплодны попытки воспитать любовь к прекрасному без организации «встречи» с этим красным.
Направляющая функция помогает переводить разговор о жизни в область ареальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функции выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию и целей.
Методика организации классного часа складывается из трех основных направлений работы педагога:
- определение содержания классного часа,
- организационное оформление,
- планирование серии классных часов как целенаправленного процесса.
Методы и приемы проведения классных часов
Рассказ,в ходе которого освещается определенный фактический материал, достоверный или основанный на художественном воображении. Передача информации производится в конкретно-образном виде и потому легко воспринимается любой аудиторией школьников. Но чтобы рассказ эффективнее выполнял воспитательные функции, необходимо по ходу повествования передавать определенное отношение к событиям, явлениям и их героям с помощью интонации, лексических и мимических средств.
Анкетирование и анализ его результатовможно назвать переходным этапом от информационного метода к дискуссионному. Здесь возможны два варианта: предварительное анкетирование, его анализ и выступление учителя на классном часе по итогам анализа; непосредственное анкетирование на классном часе немедленным анализом анкетных данных.
Беседа за круглым столом.На такой классный час подготавливаются материалы самостоятельно по заранее объявленной теме. Вопросы же для осуждения предлагаются на самом классном часе. Опираясь на подобранный и изученный материал, учащиеся пробуют дать верные ответы на поставленные вопросы. Создается обстановка непринужденного общения, «свободы» и самостоятельного принятого решения. Однако руководство беседой должно осуществляться путем умелой постановки вопросов и сопоставления приводимых учениками аргументов, контраргументов.
Обсуждение конкретных событий общественной и школьной жизниорганизуется в том случае, если это событие яркое и есть прямая необходимость сформировать определенное к нему отношение. Школьники в данном случае не только слушатели, активные участники разговора.
Встречи с произведениями искусстваесть важное средство расширения жизненного кругозора и опыта учащихся, репродукции, фотографии, слайды, презентации и др. — все это, принесенное на классный час, как бы раздвигает стены школы, позволяет вобрать в себя мир в широких его проявлениях. Вариацией ой формы является классный час с элементами художественно-творческой деятельность самих учащихся:они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки.