Семейное воспитание детей во Франции.

Министерство образования и науки

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт

социально-педагогических технологий и ресурсов»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии им.З.Т.Шарафутдинова

РЕФЕРАТ

Особенности семейного и домашнего воспитания детей в Западной Европе.(18-19в.)

О50100 Педагогическое образование

Профиль «дошкольное образование»

Руководитель подпись

« »____________20____г. Хафизова Г. М.

Студентка 2 курса

группа 311 ОДО подпись

Муксинова А. Д.

Набережные Челны,2014

Содержание:

Введениe…………………………………………………………………………..2

1.Семейное воспитание детей во Франции 18-19 века……………………..…4

2. Воспитание детей в Италии 18-19 века……………………………………....7

3. Воспитание детей в Великобритании 18-19 века…………………………...10

Заключение ………………………………………………………………………12

Список использованной литературы………………………………………..….13

Введение

Уровень цивилизованности общества , авторитет государства сегодня как никогда ставится в прямую зависимость от того положения , которое занимают в обществе дети .

Глубокие социальные изменения в Западной Европе в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт , а также на понимание обществом её роли в воспитании детей .

Семья является звеном , связующим настоящее с прошлым и будущим .Кто - то сказал , что семья похожа на руку , которая пишет историю, - и это не просто сентиментальная риторика , а сама действительность [5].

Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома. Оно осуществляется «натурально» всем укладом семейной жизни, изустной передачей семейного опыта, через взаимоотношения родителей, домашней обстановкой, семейным архивом, отношением к ребенку, духовно-нравственной обстановкой, связью семьи с внешним миром, семейными и национальными традициями, обычаями и культурой. Домашнее воспитание всегда национально ориентировано, конфессионально, культурологично и естественно. Особенностью его является глубина, прочность и преемственность [3].

Семья оказывает огромное влияние на все стороны жизнедеятельности ребёнка , на развитие его индивидуальности , творческих и общих способностей . Воспитательная функция семьи - одна из важнейших . Семья для ребёнка - первая и почти единственная формирующая его личность среда . Ведущими в развитии личности ребёнка являются внутренняя атмосфера жизни семьи , её микроклимат , уклад , система ценностей , идеалы , педагогическая и общая культура родителей . Ребёнок находится в центре внимания семьи , он испытывает постоянные и длительные воспитательные воздействия .Семейное воспитание - это своеобразное проектирование личности ребёнка [2].

Таким образом , актуальность данной работы заключается в изучении накопленного в Западной Европе опыта исследования и решении актуальных проблем семейного и домашнего воспитания.

Цель исследования: выявить особенности семейного и домашнего воспитания в Западной Европе 18-19 века. .

Исходя из выделенной цели , ставятся следующие задачи исследования :

1. Изучить историю семейного и домашнего воспитания в Западной Европе в 18-19 веках. .

2. Рассмотреть роль религии в воспитании детей Западной Европы.

3. Изучить проблемы самостоятельного обучения в Западной Европе в 18-19 веках.

Семейное воспитание детей во Франции.

В прежние времена ребенок во Франции с самого первого дня от рождения мог воспитываться, и часто воспитывался, вне родительской семьи. Часто, как только ребенок рождался, его отправляли на воспитание в деревню, где дети могли оставаться до 1,5, 2-х и часто 3-х лет. Родители, не желавшие расставаться со своими детьми, относили их на день в воспитательные заведения для грудных детей, ясли (creches). Эти воспитательные учреждения по большей части были бесплатны, иногда только за ребенка взималась небольшая плата. Принимали детей в ясли не моложе 2-х недель и не старше 2,5 лет. Начиная с 3-х лет, иногда даже раньше, ребенок мог поступить в так называемую материнскую школу (ecole maternelle), своего рода детский сад. Там он оставался лет до шести. Школы эти были бесплатны, следовательно, общедоступны [4].

С 6-летнего возраста обучение становилось обязательным для детей обоего пола. Ребенок переходил в бесплатную начальную школу, которая содержалась за счет государства (ecole primaire). Он оставался в этой школе до 12 лет, после чего сдавал экзамен, завершающий первоначальное обучение. После этого экзамена обучение переставало быть обязательным.

Домашнее обучение детей мало было распространенно во Франции, так как дети рано начинали посещать школу. Оно встречалось среди интеллигенции, но и там детей не начинали слишком рано учить чтению, матери их развивали разговорами, объяснениями, предметными уроками, не систематично, а лишь когда этому представлялся удобный случай. В богатых семьях встречались иногда гувернантки, но они больше присматривали за детьми и отводили их в платную школу.

Во всех слоях французского общества отец считался главой семейства. Авторитет его безусловно признавался детьми. Мать, хотя и имела влияние на детей, но так как она склонна была к тому, чтобы баловать детей, то обхождение детей с ней более свободное. Французская женщина умела вести дом сообразно заработкам мужа. Мужу, как работающему человеку, жена старалась устроить все так, чтобы он, возвращаясь домой, мог отдохнуть, чтобы все было в порядке и дети не беспокоили отца. Французские отцы не любили вмешиваться в хозяйство и в занятия с маленькими детьми. Это дело матери, которая принимала эту обязанность добровольно и исполняла ее добросовестно. Уход за детьми, когда они воспитывались дома, тоже входил в обязанности матери. Мать рано приучала их к чистоте, опрятности и порядку. Иметь прислугу было очень дорого, она нанималась лишь в богатых семьях или там, где много детей (случай, впрочем, весьма редкий во Франции). Вследствие этого, детей рано приучали обходиться без посторонней помощи. Четырех– пятилетние дети уже начинали умываться и одеваться сами. Французский ребенок вообще был «благовоспитан», и эта благовоспитанность — последствие привычек, привитых с малолетства. Так как во французской семье родители всегда были заняты каждый своим делом, то они старались воспитать детей таким образом, чтобы они не мешали стройному ходу жизни, то есть, не требовали, чтобы ими постоянно занимались. Но при этом отношение к детям скорее было мягким, чем суровым [1].

Телесные наказания были редкостью даже среди рабочего населения. Случалось, однако, что дети получали время от времени шлепки и затрещины, но это делалось экспромтом, сгоряча, а не в виде заранее придуманного наказания. Наказание заключалось в большинстве случаев в лишении ребенка какого-нибудь удовольствия. Например, лишали десерта или прогулки, не брали в гости или в театр. А также существовало довольно распространенное для маленьких детей наказание — раздевать их и укладывать в постель. Это было нелепым и даже вредным наказанием, ибо ребенок, часто лежа в постели без сна, мог легко приобрести дурные привычки. В качестве награды чаще всего детям дарили деньги; все французские дети имели свои личные копилки.

Когда дети посещали школу, и им приходилось готовить дома уроки, матери редко помогали им.

Из этого краткого описания отношения родителей к детям можно увидеть, что вообще родители заботились о детях и давали им необходимый материальный уход, сообразный с их средствами, но при этом их нельзя назвать настоящими воспитателями ребенка.

На что еще можно обратить внимание в большинстве французских семей? Когда в ребенке лет 3 — 4-х начинало проявляться любопытство ко всему окружающему, когда он обыкновенно забрасывал вопросами о том, «зачем», «почему», «как» и т.д., тогда воспитание должно было измениться, и умная интеллигентная мать не отказывалась от предоставленного ей случая удовлетворить естественную любознательность своего ребенка. Но в целом таких матерей было очень мало во Франции. Они встречались довольно часто среди интеллигенции. Но постепенно много стало изменяться в жизни женщины. Повышался образовательный уровень французской женщины, благодаря большому распространению высшего женского образования, даже среди мелкой буржуазии встречались, время от времени, матери, которые, не пренебрегая домашними заботами, отводили почетное место в своей жизни воспитанию детей.

Что касается религии, то во Франции преобладала католическая религия. Но было и значительное число семей, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию. Большинство же католических семей воспитывали своих детей согласно догмам этой веры. Но такое религиозное воспитание в большинстве случаев было чисто внешним и заключалось лишь в исполнении религиозных обрядов. Родители, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, воспитывали детей, внушая им гражданские доблести: любовь к правде, к справедливости, честности, исполнению долга, защите слабых; при этом им объяснялось, что все это нужно делать не из страха наказания или ожидания награды на «том свете», а лишь руководствуясь голосом совести. Конечно, подобное воспитание давалось детям лишь в редких семьях, среди интеллигенции.

Наши рекомендации