Проанализируй статью, выбери самые важные тезисы и составь конспект

ЗНАКОМСТВО

Мой портрет

Меня зовут______________________________________________________________

Я родился (ась)______________________________________________________________

Мой знак Зодиака___________________________________________________________

Моя любимая книга___________________

Мой любимый художник_______________

Мой любимый писатель________________

Мой любимый поэт____________________

Мое любимое животное________________

Мое любимое времяпрепровождение_____

Мое лучшее воспоминание________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какую школу окончил (№, город)___________________________________________________________

Куда ходил (кружок, студия, курсы), какую школу (музыкальную, художественную, искусств) окончил

____________________________________________________________________

Хобби_______________________________________________________________

Мой адрес________________________________________________________________

Мой телефон____________________________________
e-mail______________________________________

ЗАДАНИЕ №1

Проанализируй статью, выбери самые важные тезисы и составь конспект.

Какой подход выбрать? Только индивидуальный!
Проанализируй статью, выбери самые важные тезисы и составь конспект - student2.ru Так уж устроена природа, что в ней никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых существ, даже если это существа одного вида. Что уж говорить о людях: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим. Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития. Только один этот факт способен развеять сомнения относительно истинности утверждений сторонников раннего развития: каждый новорожденный ребенок – гений, хотя бы потому, что он абсолютно уникален на этой планете. Нужно только осознать, в чем заключаются особенности и необычные способности именно вашего малыша и, исходя из этого, построить систему его развития и обучения. Суть индивидуального подхода в обучении можно кратко выразить так: каждый ребенок сможет постичь любую науку, если подобрать ему такой способ обучения, который задействует его уникальные склонности и опираться на сильные стороны его характера. Очевидно, что если человек слеп, мы не будем пытаться передать ему информацию визуальными способами. Мы разработаем и предложим ему аудио-осязательную систему обучения и, несомненно, будем иметь успех. То же касается и передачи информации детям. Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так неодинаковы у них психические процессы по глубине, устойчивости, быстроте протекания и т. д. Несмотря на распространение индивидуального подхода в обучении в современном мире, далеко не все родители считают, что он нужен. Очень многие придерживаются мнения, что общеобразовательная школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Ведь она задает некоторые общепринятые нормы, которым ребенку нужно привыкать соответствовать ("подтягиваться" или наоборот, "не быть выскочкой"). Есть и этический аспект проблемы – не выделять детей, дабы не развить у них чувства зависти и соперничества. Все это верно, но вывод на основании этого делается странный: мол, никаких различий не должно быть в воспитании усердных и ленивых, талантливых и бездарных, любознательных и не интересующихся предметом ребят. Между тем, сама проблема "выравнивания" или "подтягивания" отстающих, "неодаренных" детей не возникла бы, имей ребенок с раннего возраста индивидуальный подход. Большинство "отстающих" детей – это дети, которые плохо обучаются "общепринятым", стандартным способом. Так, например, многие дети в силу психофизических отклонений: недоразвитости речевого аппарата, нарушений слуха, зрения,аутичности и т.п. с самого раннего детства нуждаются в специфическом обучении, учитывающем их слабые стороны. Обычно же ситуация складывается так: родители, обнаружив нарушение в развитии ребенка, начинают его лечить, стараясь сначала устранить проблему, а затем уже обучать ребенка стандартными методами. В результате время оказывается упущенным, и даже если физическое состояние ребенка потом выравнивается, наверстать его психическое и интеллектуальное развитие уже практически невозможно. Ребенок становится отстающим, приобретает множество обидных прозвищ ("дебил", "даун", "аут" и пр.), его самооценка падает, и дальше процесс идет по нарастающей. Между тем, если с самого начала (как только обнаружили отклонение) уделять время и силы именно развитию способностей ребенка, искать "обходные пути" в его воспитании, разработать (вместе с психологом) и использовать специфические средства обучения, то можно достичь не только гармоничного интеллектуального и творческого развития малыша, но и улучшения его психофизического состояния. Т.е. вывести ребенка на уровень "нормальных" детей: успешных, с адекватной самооценкой и радостным взглядом на мир. Но это дети с нарушениями в развитии, для них индивидуальный подход – единственный выход, а как быть с остальными детьми? Как показывает практика, на деле все дети имеют особенности. Например, все мы знаем, что способности ребенка зависят от доминирования и развития полушарий мозга. У детей-левшей часто бывают трудности с освоением письма, чтения, математики... Но зато у них иногда наблюдаются выдающиеся способности, связанные с функциями правого полушария. Многочисленными исследованиями было доказано, что среди художественно и артистически одаренных людей 55 – 60 % - леворукие. Как воспитывать такого ребенка? А в случае неявного доминирования полушарий? Или в случае эмоциональной возбудимости ребенка? Или еще в каком-нибудь "непредвиденном" случае? Огорченные неудачами чада родители стараются надавить на ребенка – ведь школу-то как-то надо окончить! А почему бы не использовать способности, которые не позволяют малышу быть успешным в математике или чтении, для преодоления трудностей обучения? Может быть, стоит попробовать изучать математику через… рисование? Кто знает, а вдруг нестандартные решения, к которым придет малыш на этих уроках, приведут его потом к гениальным математическим открытиям? В этой статье мы предлагаем вам попробовать пристально изучить вашего малыша: его поведение, интересы, страхи, склонности. Это единственный способ установить, какой подход в обучении ему нужен. Постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы. Они помогут вам увидеть, что вы знаете, а чего не знаете о своем ребенке, и лучше понять его характер, темперамент, психофизиологические особенности. 1. Чем ваш ребенок любит заниматься больше всего? 2. Ваш ребенок левша или правша? 3. Какое здоровье у малыша? Часто ли он болеет и есть ли врожденные или хронические болезни? (Помните, что в первые годы жизни на обучение малыша ключевое влияние оказывает состояние его здоровья!) 4. Кто принимает наиболее активное участие в воспитании малыша? Какова основа системы воспитания в семье, и есть ли она вообще? Существуют ли в семье единые правила, традиции, требования? В какой атмосфере растет ваш ребенок? 5. Такие "сильные" стороны характера, как сбалансированность, устойчивость, уверенность в себе, умение добиваться успеха и доводить дело до конца, во многом зависят от взаимоотношений отец-мать-ребенок. Поэтому задайтесь вопросом, какую роль в воспитании ребенка играет в вашей семье отец? 6. Какая у ребенка любимая игрушка? Как вы думаете, почему она нравится ему? 7. Какой способ восприятия информации наиболее близок вашему ребенку: слуховой, зрительный, тактильный? Или он лучше всего обучается при общении с другими? В частности, любит ли ребенок книги? Рассматривает (читает) ли он их сам или предпочитает, чтобы их показывал и читал кто-то другой? (Важно установить, какой способ обучения наиболее близок вашему ребенку.) 8. Ваш ребенок подвижный или спокойный? Каков темперамент вашего ребенка? В ответе на этот вопрос вам также поможет наблюдение за тем, как ваш ребенок засыпает. Отметьте для себя, как он спит: беспокойно, часто просыпается, или, наоборот, вы с трудом можете его разбудить? (Это поможет вам выбрать педагогические приемы для работы с крохой: одни дети могут долго сидеть на месте, другим просто необходимо часто прерывать занятия для подвижных игр или, вообще, двигаться во время урока.) 9. В какой мере ребёнок предоставлен самому себе и любит ли он быть один? Это очень важный параметр: многие дети – "затворники" по своей природе и не выносят долгого пребывания в обществе. Другие, наоборот, - лучше всего себя чувствуют в гуще коллективных мероприятий. 10. Как проходят ваши развивающие занятия с ребенком? Какие игры он любит больше: логические головоломки, мозаики, книжки,лото, работу с художественными наборами? Справляется ли малыш с выполнением заданий сам или нуждается в вашей помощи? Сколько он затрачивает времени на выполнение заданий? Работает ли он сосредоточенно или отвлекается? Радуется ли он занятиям? 11. Есть ли у ребенка трудовые обязанности дома? Какие это обязанности и как он их выполняет? Нужно ли ему напоминать о них или он с радостью делает все сам? 12. Есть ли у ребенка друзья его возраста, любит ли он с ними играть? 13. Как ребенок реагирует на похвалу? На осуждение? На запрет? Ключиком к особенностям вашего ребенка также может стать история семьи, генеалогическое древо. Наведите справки о профессиях и хобби членов семьи, задумайтесь о роде своих занятий и своих увлечениях. Вопросы, приведенные здесь, - лишь ниточки, которые могут натолкнуть вас на идею, некую догадку, и повести вас в таинственный, неисследованный мир своего ребенка. Главным же проводником в этом мире должна стать ваша интуиция, которая подскажет вам, на что нужно обратить внимание и где скрывается разгадка характера вашего ребенка. Главное, конечно, нельзя допускать переживания детьми чувства своей «неполноценности», заставлять их думать, что неумение делать что-либо, делает их хуже. Расстройство родителей по поводу неудач ребенка в обучении может повергнуть не слишком уверенного в себе малыша в «интеллектуальную пассивность» - полное нежелание учиться и развиваться. Однажды притупив природную любовь к обучению и чувство собственного достоинства у ребенка, мы можем навсегда потерять уникальную личность, способную дать миру нечто, что никто другой дать не в состоянии. Мы живем во время, когда все больше появляется детских садов и школ, в которых преподаватели внимательно наблюдают за детьми, разрабатывают индивидуальный план обучения, согласно их способностям, создают специализированные классы: с художественным, математическим, биологическим и т.п. уклоном. Методы развития, упражнения и задания, давшие успех при обучении одного малыша, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель, с которым занимается ваш ребенок, составил для себя полную картину его индивидуальных психологических характеристик. Вообще говоря, все приемы, используемые в воспитании, от поощрения до осуждения, относительны в своем влиянии на ребенка. Одного малыша нужно много хвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы. При работе с другим от похвал лучше воздерживаться, чтобы не привести его к излишней самоуверенности и хвастовству. То же самое касается и порицания (конечно, здесь имеется в виду только мягкое порицание, вроде: "По-моему, если бы ты был более старательным, картинка вышла бы лучше"). Самоуверенному и несамокритичному ребенку нужно давать задания потруднее, в которых требуется старательное выполнение, или где необходимо внимательно подумать. А после выполнения задания полезно выделить и подчеркнуть его огрехи и ошибки. В то же время с неуверенным, замкнутым в себе ребенком, которому трудно проявить себя и свои способности в обществе других детей, этот способ сыграет дурную шутку – ребенок может вообще отвернуться от обучения. Какой в прошлом был самый популярный способ воздействия на ребенка, который не хочет заниматься? – Заставить его. Но если мы захотим услышать, что своим отказом говорит нам ребенок, мы, скорее всего, поступим по-другому. Если мы найдем наиболее сильную сторону в умственных способностях ребенка и, опираясь на неё, дадим ему задания, которые гарантировали бы ему успех в выполнении, то этот успех – удача в выполнении даже одного дела – укрепит веру ребёнка в свои силы. В результате он захочет выполнить другое задание, и приступит к нему уже с "предчувствием" удачи. А переживание радости успеха – это залог продуктивного обучения. Для каждого ребенка есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый малыш должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти. Задача родителей и педагогов – видеть эту меру и отталкиваться от нее в построении занятий. Многие представляют себе индивидуальный подход как изоляцию ребенка и предоставление его самому себе. На самом деле, индивидуальный подход в обучении не исключает, а предполагает коллективную, групповую деятельность, развитие навыков общения и поведения. Просто при этом большой акцент делается на самостоятельность исследования, познавательного "прорыва" который совершает ребенок. Одно из главных преимуществ индивидуального подхода в обучении – возможность для ребенка сформировать свои, особенные, характерные лишь для него способы работы. Наступило время, когда мы можем не бояться, а радоваться, если ребенок вдруг сделал что-то необычно, нестандартным образом: например, написал диктант по интуиции, а не по правилам; решил задачу, опираясь на аналогию, а не исходя из строгих логических законов; в рисунках воплотил зеленых зайцев и пушистые дома… Творчество - это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно и создавать новое. Оно не вырастает на пустом месте. Только если мы будем поощрять и развивать уникальные склонности ребенка, его своеобразие, мы сможем развить интеллект и способность к творчеству, а главное, позволим во всей полноте раскрыться личности ребенка.   Сейчас очень популярны развивающие группы для самых маленьких: детей первого-второго года жизни. Такие группы есть при центрах подготовки к родам, иногда – при домах детского творчества, домах культуры. Программа в таких центрах примерно одинакова: пальчиковые и подвижные игры, рисование и лепка, ритмика, кое-где занимаются по кубикам Зайцева. Малыши занимаются вместе с мамами. Лучший вариант – это центры, где мама может самостоятельно поиграть со своим ребенком в активной развивающей среде. Проанализируй статью, выбери самые важные тезисы и составь конспект - student2.ru Такую возможность предоставляют, например, в Монтессори-группах . В родительском центре фонда «Содействие» проводятся занятия художественно студии для малышей от 6 месяцев «Художники в памперсах». Главный плюс таких групп – возможность пообщаться с другими малышами и их мамами, приобрести первые навыки социального поведения. Да и просто сменить обстановку, вволю поползать или побегать, поиграть с новыми необычными игрушками, которых нет дома. Но все же, такие занятия, при всех их плюсах, подходят не всем детям. Если ваш малыш легко возбуждается, быстро устает, склонен к частым инфекциям, с занятиями стоит повременить, а еще лучше – попытаться организовать по мере возможностей развивающую среду у себя дома и заниматься с крохой самостоятельно.

ЗАДАНИЕ №2

Прочитай рассказ. Вывод?

Последняя кукла
Мне двадцать, а Аньке – полгода. Сегодня утром мы проводили нашего папу в армию. Потрясенная и измученная (до последнего момента почему-то в глубине души верила, что произойдет чудо), я стою около коляски, в которой безмятежно посапывает дочка, и не очень пока понимаю, как мы с ней будем жить дальше. И вдруг впервые остро, болезненно ощущаю, что на мне и только на мне лежит теперь ответственность за это теплое смешное существо. «Ничего, детка, прорвемся». И мы начинаем жить одни. Я – студентка, филолог-классик, а значит, круглые сутки зубрю латынь и греческий, читаю древних авторов. Дочка, до той поры совершенно спокойный ребенок, реагируя, вероятно, на разлуку с отцом, начинает орать дни и ночи напролет и орет ровно два года, до самого его возвращения, а значит, круглые сутки проводит у меня на руках. На, Анька, сисю. Amo-amas-amat: я люблю, ты любишь, он любит… Давай сменим подгузник. Аmamus-amatis-amant: мы любим, вы любите, они любят… Спи малышка, а мама будет переводить на греческий: «этот высокий гордый моряк»… Буквально вместе с моим молоком девочка впитывает латинские и греческие глаголы. Позже, в седьмом классе, когда начнется латынь в гимназии, она с удивлением заметит, что язык дается ей так легко, как будто она его когда-то уже учила и теперь вспоминает. Наконец моя крикуха начинает затихать. Я умиротворенно мурлычу колыбельную. Ни слуха, ни голоса у меня нет, и я пытаюсь напевать себе под нос стихи, которые километрами заучивала в отрочестве. «Бессонница, Гомер, тугие паруса…» Да уж какая там бессонница: прислоните к стене, и усну! А Гомер, вот он, родимый, еще двести стихов нужно перевести к утру… « Я список кораблей прочел до половины». Хорошо ему было, Мандельштаму, до половины, а мне-то нужно весь, да по-гречески. Одиночество я переношу с трудом. Мне нужен собеседник, причем лучше, если он не возражает, а молча слушает. В этом смысле Анютка – великолепный компаньон. Она готова часами внимать моей болтовне, правда, в десять месяцев начинает говорить первые слова, а после года принимает уже самое активное участие в беседе. Я пока и не догадываюсь, что причиной тому – мои монологи. Мне нужно сдавать экзамен по греческому искусству, и мы вместе отправляемся готовиться в Пушкинский музей. Анька приходит в такой неописуемый восторг, что начинаем ходить сюда регулярно, спасаясь от дурной погоды, многочисленных шумных родственников и просто так. Вот уже никогда не подумала бы раньше, что годовалому ребенку может понравиться искусство! В год я усаживаю девочку в высокий стульчик рядом со своим столом. Даю ей карандаш и бумагу. Чаще всего – исписанные с одной стороны библиотечные карточки: «Ты тоже будешь работать!». Дочь послушно покрывает бумагу каракулями, сопя, перелистывает страницы толстенного древнегреческого словаря. Мне и не приходило в голову учить Аню в этом возрасте читать. Кажется, я ей даже букв не показывала, но в четыре года она где-то выкопала старый советский букварь (помните, синенький такой, с разноцветными буквами на обложке?) и два дня сидела с ним в обнимку, а третий сообщила нам, что научилась читать. Мы, понятно, подняли ее на смех, но каково же было наше удивление, когда оказалось, что действительно научилась. С этого дня она читала не переставая, причем сразу про себя. Как это получилось? Не знаю, наверное сказались младенческие игры за моим письменным столом, да и вся атмосфера нашего дома, где постоянно кто-то что-то пишет или читает. К тому же мы с самого рождения очень много читали дочке вслух, просто не очень зная, чем ее еще можно занять. А вообще, Аня обладала поразительной способностью к самообучению. Когда мы с ее новорожденной сестричкой ходили в бассейн, она самостоятельно выучилась плавать, следуя рекомендациям инструктора, показывавшего рядом мамочкам, как проныривать грудничков. В два с половиной – три года она поражала меня глубиной вопросов, ответа на которые я не знала. Обнимает нежно за шею и спрашивает: «Как люди умирают?» Ну, я ей начинаю объяснять, что умирают от старости, болезней, катастроф. «Да нет, – перебивает она меня, – я не о том. Что человеку делать, если он понял,, что его жизнь окончена и пришла пора умереть» Так я и не нашлась тогда, что ей ответить. А еще Анька в этом возрасте разговаривала с Богом. Запросто так, по-свойски: «Бог, а Бог, на листик» – и протягивает к небу кленовый лиcток на грязной ладошке. С деньгами у нас не густо: пятьдесят рублей моя стипендия, да военкомат какие-то там слезы платит, рублей двадцать. Дедушка дает на няню. Так что всю одежку приходится шить самим, от трусов до комбинезона. Анька, конечно же вертится рядом. Чтобы не мешала, нанизываю на толстую нитку разноцветные пуговицы, даю мешок с ворохом лоскутков, которые она с наслаждением перебирает. Кто бы мне тогда, четырнадцать лет назад, сказал, что это, оказывается, дидактическая игра на развитие мелкой моторики! Из остатков ткани мастерим игрушки, набиваем тем, что попадется под руку: то ватой, то веревками, то фасолью. Позже выяснится, что и это полезно для развития интеллекта. Вскоре, подражая мне, Аня уже умело орудует огромной ковровой иголкой со вставленной в нее крепкой и толстой шерстяной ниткой. В четыре года она мастерит шикарные наряды для кукол. Правда, аккуратность и тщательность отделки ее тогда не заботила, как, собственно, и по сей день. Чтобы подработать, устраиваюсь читать лекции по мифологии в литературное объединение. Когда не с кем оставить дочку, беру ее с собой. Сидя в уголке, она вроде бы возится с куклами, но, как выясняется, все слышит и запоминает. Как-то раз, когда ей было года три, я читала лекцию по книге Проппа «Исторические корни волшебной сказки», а Аньке дали кусочек мела и разрешили рисовать на стене. К концу лекции был выполнен подробный графический конспект: все, о чем мы говорили, она тут же иллюстрировала, благо, тема была близка ее интересам. Постепенно каракули на библиотечных карточках и обоях превращаются в головоногих чудиков, а после трех из-под дочкиных пальцев уже вылетают принцессы и феи, скачущие во весь опор лошади и бесконечные собаки, целые семейства спаниелей, с обвислыми ушами и печальными глазищами. Мы решаем отдать Аньку в изостудию. Нам удивительно повезло с первым педагогом по рисованию: он умел видеть и развивать талант в каждом ребенке, не форсируя события и не подавляя творческую индивидуальность малыша. Позже, увы, ту подвальную студию прикрыли, и как ни хороши были студии при Республиканской детской библиотеке и Третьяковской галерее, мы всегда с тоcкой вспоминали тесный подвальчик на Трубной и его хозяина, молодого учителя Андрея, как его запросто звали и дети, и взрослые. Тогда, в конце восьмидесятых, как раз стали появляться первые студии эстетического развития. Записались в такую и мы. И хотя проходила туда Анюта до самой школы запомнился нам только один педагог, сыгравший довольно существенную роль в Аниной жизни. Это была преподавательница по развитию речи, стержень и душа студии. Остальные как-то забылись, не оставив следа в нашем сердце. Что же касается английского, который тоже входил в программу обучения, я убедилась, что, несмотря на прекрасного педагога, проку от этих занятий было мало: выученные на занятиях стихи и песенки не нашли никакого применения в реальной жизни и вскоре были забыты, а всерьез усвоить грамматику и научиться говорить вне языковой среды дети дошкольного возраста, конечно же, не могли. Хотя, возможно, это была и неплохая база для дальнейших занятий языком в школе. Когда в продаже появились книги Никитиных, мы сразу же их прочли и решили сделать игры о которых в них рассказывалось. О системе закаливания, разработанной Никитиными, мы слышали еще раньше и успехом использовали ее с самых первых дней Анькиной жизни: девочка не болела, была сильной, ловкой и вытворяла головокружительные трюки на нашем маленьком спорткомплексе. теперь мы закупили деревянные кубики с наклеенными на гранях картинками-головоломками, разноцветные краски, и папа с завидным упорством несколько дней отмачивал картинки, сушил и шкурил кубики, раскрашивал их и покрывал лаком. Успех был феноменальный. Анька с головой ушла в «Сложи узор» а после – в «Уникуб» и, не отрываясь, несколько недель подряд методично делала задания одно за другим. Переделав все, успокоилась и больше этой игрой никогда не интересовалась. К слову сказать, наша средняя дочь вообще отказывалась играть в игры Никитиных, что не помешало ей стать умной, сообразительной девочкой. Но из книг Никитиных мы почерпнули и другие, очень нужные вещи: самое главное, создать в доме творческую атмосферу, в которой ребенок сможет пилить, клеить, качаться на кольцах, рисовать на стенах, играть на барабане, танцевать, разводить сад на подоконнике, не боясь испортить антикварный ковер или разбить хрустальную вазу. Тут нас спасла наша бедность: у нас всего этого просто не было, и наш немудреный быт никак не стеснял творческую активность дочки. Когда я училась в начальной школе, у меня были большие проблемы с письмом, и чтобы застраховать от них Аню, я начала учить ее писать по прописям в пять с небольшим. Как я сейчас понимаю, это было слишком рано и совершенно не нужно, но, несмотря на мое удручающее педагогическое невежество и полное отсутствие терпения, она ухитрилась за несколько месяцев освоить эту премудрость и вскоре уже вела дневник, писала папе письма, а самое главное, стихи. Примерно в этом же возрасте пристрастилась она и к математике и решала задачи с такой охотой, что мне казалось, что в этом – ее призвание. Но позже унылая школьная программа навсегда отвратила ее от этого занятия. Сейчас Аньке восемнадцать. Она блестяще закончила школу и готовится поступать в полиграфический институт на отделение художественной графики. У нас практически не было проблем переходного возраста, и мне удалось полностью сохранить ее доверие. Мы с полуслова понимаем друг друга и почти никогда не ссоримся, хотя мне понадобились огромные усилия, чтобы научиться общаться с ней на равных, без командного тона. Я не могу сказать, что она безупречно хорошо учится, но то, чем увлекается, всегда делает блестяще, а главное, умеет к любому делу подойти творчески и найти в нем совершенно неожиданные повороты. А вообще-то никто не догадывается, что она моя дочка: думают, сестры. Хорошо, хоть за близнецов не принимают.

ЗАДАНИЕ №3

Наши рекомендации