Перечень вопросов по дисциплине. «Методика преподавания специальных дисциплин»
«Методика преподавания специальных дисциплин»
(теоретическая часть)
1. Раскройте понятие методики преподавания изобразительного искусства как науки. Охарактеризуйте связь методики преподавания изобразительного искусства с другими науками.
2. Перечислите основные дидактические положения преподавания изобразительного искусства в школе и дайте их краткую характеристику. Обоснуйте применение дидактических принципов в процессе преподавания изобразительного искусства и спецдисциплин.
3. Дайте характеристику основным группам методов обучения по Е.И.Перовскому, Д.О.Лордкипанидзе, применяемым на занятиях по спецдисциплинам. Перечислите основные методы в каждой группе и дайте их краткую характеристику.
4. Дайте характеристику основным группам методов обучения по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину, применяемым на занятиях по спецдисциплинам. Дайте их краткую характеристику.
5. Перечислите основные методы обучения рисованию в древности: в эпоху неолита, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.
6. Перечислите основные особенности обучения рисованию в Средневековье,
в эпоху Возрождения. Приведите примеры использования некоторых методов обучения в современной системе преподавания изобразительного искусства.
7. Перечислите основные особенности обучения рисованию
в период становления академической системы художественного образования и эстетического воспитания (зарубежная школа). Раскройте суть педагогических идей Я.А.Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци.
8. Перечислите основные особенности обучения рисованию в 18- первой половине 19 веке. Раскройте суть педагогических идей Д.Дидро,
Д. Рейнольдса, И.Гёте, братьев Дюпюи.
9. Перечислите основные методы преподавания рисования во второй половине 19 и в 20 веке. Раскройте суть геометрального и натурального метода обучения рисованию.
10.Раскройте, как проявляются возрастные особенности в изобразительной деятельности детей и восприятии произведений искусства. Охарактеризуйте особенности детского рисунка.
11. Охарактеризуйте основные разделы программы по изобразительному искусству в средней школе. Перечислите учебные задачи, соответствующие разделам программы по изобразительному искусству для общеобразовательной средней школы.
12.Раскройте сущность современных подходов к обучению изобразительному искусству: личностно – ориентированного, развивающего, интегрированного, дифференцированного обучения.
13. Перечислите основные структурные компоненты психолого-педагогической характеристики учащегося. Охарактеризуйте основные способы и приёмы психолого – педагогической диагностики результатов деятельности ученика для составление психолого-педагогической характеристики.
14. Охарактеризуйте известные вам тестовые методики результатов деятельности ученика.
15. Охарактеризуйте особенности основных групп наглядных пособий, применяющихся при проведении занятий изобразительного искусства. Раскройте основные требования к наглядным пособиям. Приведите примеры применения объёмных наглядных пособий на занятиях по специальным дисциплинам.
16. Перечислите основные особенности рисунка на классной доске. Раскройте основные требования к нему. Приведите примеры применения рисунка на классной доске применительно к этапам урока.
17. Охарактеризуйте педагогические средства организации учебного процесса: оборудование и оформление кабинета ИЗО в школе, организацию рабочего места учащегося.
18. Охарактеризуйте педагогические средства организации учебного процесса: учебно – материальную базу учебного заведения, технические средства обучения. Раскройте суть работы с натурным фондом и подбором моделей для постановок.
19. Перечислите формы организации обучения по количеству учащихся и по месту учёбы. Дайте характеристику формам организации учебной деятельности на занятиях по спецдисциплинам.
20. Опишите основные этапы подготовки учителя к занятиям. Охарактеризуйте особенности составления календарно-тематического плана для занятий по спецдисциплинам.
21. Опишите требования к составлению поурочных планов - конспектов для уроков изобразительного искусства. Обоснуйте значение взаимосвязи этапов урока. Приведите примеры решения образовательных, развивающих и воспитательных задач на различных этапах урока.
22. Перечислите типы уроков согласно классификации И. Ф. Харламова. Раскройте структуру урока комбинированного типа. Дайте характеристику этапов урока, их взаимосвязи и особенностей на занятиях по спецдисциплинам.
23.Обоснуйте значение умений и навыков изображения простейших геометрических тел. Опишите последовательность ведения работы при выполнении заданий по рисунку геометрических тел в 1 классе ДХШИ. Предложите вариант задания по закреплению навыков рисунка простых геометрических тел.
24. Опишите методику работы с учащимися на этапе «Построение» при выполнении рисунка натюрморта из предметов быта. Приведите примеры взаимосвязи точного построения предмета и передачи его формы, объёма, материальности. Опишите методическую последовательность выполнения натюрморта.
25. Опишите этапы изобразительной деятельности при работе над постановкой «Живопись натюрморта из предметов быта». Раскройте методическую последовательность проведения этапов передачи формы и объёма предметов средствами живописи при выполнении натюрморта из предметов быта в ДХШИ. Приведите примеры упражнений по знакомству с понятием «цветовой рефлекс».
26. Охарактеризуйте основные приёмы передачи воздушной перспективы в учебных работах. Раскройте особенности передачи пространства и воздушной среды в рисунке и живописи.
27. Охарактеризуйте понятие колорита в учебных постановках, его значение в тематическом натюрморте. Опишите методику формирования навыков передачи колорита постановки при выполнении живописи натюрморта из предметов быта в ДХШИ.
28. Охарактеризуйте этапы изобразительной деятельности при выполнении учебных заданий по живописи в ДХШИ. Предложите вариант проведения занятия по живописи краткосрочного этюда натюрморта из предметов быта.
29. Дайте характеристику основным композиционным категориям и изобразительным средствам, изучаемым в ДХШИ. Приведите пример ведения занятия декоративной композиции по теме «Геометрический орнамент».
30. Обоснуйте значение междисциплинарных связей для занятий по спецпредметам. Приведите примеры применения межпредметных связей в процессе планирования занятий изобразительного искусства. Приведите примеры осуществления межпредметных связей при проведении занятий по живописи и рисунку.
31. Перечислите виды учёта знаний и обоснуйте их применение на занятиях по спецдисциплинам. Расскажите об уровнях и критериях оценки работы учащегося. Раскройте суть безотметочного обучения изобразительному искусству в 1-4 классах общеобразовательной школы.
32.Раскройте значение внеклассной и внешкольной работы в системе воспитания и развития школьников. Перечислите и охарактеризуйте формы внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Предложите вариант проведения внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов средней школы.
33.Раскройте значение экскурсий для уроков по истории искусства и спецдисциплин. Дайте характеристику методики проведения экскурсий, посещения художественных выставок. Приведите примеры взаимосвязи тематики, изучаемой на занятиях по истории искусства, спецдисциплин и темы экскурсии для повышения эффективности усвоения учебного материала.
34. Раскройте значение работы в объединениях по интересам для эстетического воспитания и профориентации школьников. Опишите направления деятельности объединений по интересам. Охарактеризуйте требования к составлению программы работы объединения по интересам.
35. Дайте характеристику основным задачам проведения пленэрной практики. Опишите методическую последовательность выполнения заданий в процессе проведения пленэрной практики. Раскройте значение натурных материалов пленэрной практики для выполнения учебных и творческих заданий по живописи, рисунку, композиции, скульптуре.
Список рекомендуемой литературы
1. Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению»
2. Алёхин А.Д. «Когда начинается художник» Москва, Просвещение, 1994
3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» Москва, Просвещение, 1989
4. Борев Ю .«Эстетика» Москва, Политическая литература, 1988
5. Дормаш С.В. «Технологии учебного процесса» Минск, Красико – принт, 2004
6. Зязюн И.А. «Основы педагогического мастерства» Москва, Просвещение, 1989
7. Капранова В.А. «История педагогики» Москва, Новое знание, 2005
8. Кирцер Ю. М. «Рисунок и живопись» М. Высшая школа 2000
9. Кузин В. «Наброски и зарисовки» Москва, Просвещение, 1980
10. Кулебакин Г.И. «Рисунок и основы композиции» Высшая школа, 1988
11. Лобачевская О.А. «Возьми простую соломку» Минск, Полымя, 1988
12. Медведев Л.Г. «Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку» М. 1986
13. Миронова Л.Н. «Цвет в изобразительном искусстве» Минск, Беларусь, 2002
14. Миронова Л.Н. «Цветоведение» Минск, Вышэйшая школа, 1984
15. Мартынов Е.Ф. «Мировая художественная культура» Минск, Тетрасистемс, 1999
16. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Москва, Агар, 1998
17. Ростовцев Н. Н. «Академический рисунок» М. Просвещение 1995
18. Смирнов Г. Б. «Живопись» М. Просвещение 1975
19. Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность» Москва, Просвещение, 1978
20. Словарь «Эстетика» Москва, Политическая литература, 1989
21. Унковский А. А. «Живопись. Вопросы колорита» М. Просвещение 1980
22. Шешко И.Б. «Построение и перспектива рисунка» Минск, Вышэйшая школа, 1981
23. Шорохов Е.В. «Методика преподавания композиции на уроках изо в школе» Москва, Просвещение, 1977
24. Шорохов Е.В. «Основы композиции» Москва, Просвещение, 1979
25. Шорохов Е. В. «Композиция» М. 1986