Социологический аспект социальной работы с мигрантами
Миграция населения — перемещения населения, связанные с переменой места жительства.
Беженец – чел-к, пересекший границу др гос-ва, в случае, если его жизнь подвергается опасности. В РФ беженцами наз. людей, кот находятся на этой территории, не имея российского гражданства, и по причинам дискриминационного х-ра не могут вернуться к себе на родину.
Вынужденные переселенцы – беженцы, но явл. гражданами России. Они подверглись дискриминации по признакам: расовому, этическому, конфессиональному, социальному и политическому.
Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1993 г.) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем.
Закон даёт беженцам все права граждан России, но есть ограничение по льготам, предусмотренные для вынужденных переселенцев. Беженцы могут владеть недвижимость на тех же усл., что и ост иностранцы. Во время получения профессии или переобучения вынужденным переселенцам (ВП) предусматривается выплата стипендии, беженцам – нет. Обязателен перевод детей ВП учащихся техников и вузов в российские уч заведения, относительно беженцев(Б) в законе ничего не говорится.
Для первичной помощи мигрантам созданы спец учреждения: пункты первичного приёма вынужденных переселенцев, центры временного расселения ВП, центры временного размещения.
З-ча спец-ов этих центров оказать псих. помощь и помочь сориентироваться в обстановке. Для соц. незащищённых категорий(одинокие пенсионеры, инвалиды 1гр,многодетные семьи, матери-одиночки) , не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жильё, в течение 5 дней предусмотрено проживание в пункте первичного приёма(попасть туда можно только по направлению регионального отдела по делам миграции).
Получив статус беженца или ВП, чел-к может получить помощь от соц работников.
Зад-ча соц раб: помочь адаптироваться к новому месту жительства, обустроить жильё, получить работу, устроить детей. 3 варианта получения жилья – федеральный бюджет, муниципальный образования, личные сбережения мигранта. Особо нуждающимся многодетным и неполным семьям оказывается мат помощь(миним месс оклад на кажд члена семьи – в городе, 2 мин месс оклада – в селе).
Б и ВП имеют право на бесплатное мед обслуживание, соц. защиту и соц обеспечение, им вычисляются пенсии и др соц выплаты. Пенсионеры и инвалиды могут получать помощь от центров соц обслуживания: они могут быть зачислены в отделения дневного пребывания для бытового, мед, культ обслуживания, отдыха; м.б. организовано надомное обслуживание; м.б. оказана срочная соц помощь – одежда, обувь, обеспечение бесплатным питанием, мат помощь, псих помощь).
Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно.
Зарубежный и отечественный опыт дает основание утверждать, что многие повседневные проблемы миграции должны решаться на местном уровне. Положительных результатов добиваются те органы власти, которые стремятся установить контакт с представителями различных конфессий и организовать обсуждение ими проблем, в одинаковой мере интересующих и коренных жителей, и мигрантов.
Одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками.