Организация социального опыта
· Быт воспитательной органиизациий – уклад повседневной жизни входящих в нее людей.
Включает: помещение восп-ой орг-ции (предназначено ли оно для данного типа орг-ции или всего лишь приспособлены для ее размещения, учтены ли ф-ции орг-ции и т.д.), режим, который предусматривет определенную продолжительность и чередование занятий, сна, отдыха, этикет, в который входя требования внешней культура и нормы, они по сути определяют нормы поведения, традиции (бережное отношение к укладу жизни), самообслуживание (поодержание чистоты и порядка, уход за инвентарем).
· Жизнедеятельность (ЖД) организации становится условием развития человека, т.к. человек стремится реализовать в ней свою активность. ЖД восп-ой орг-ции включает в себя следующие сферы: общение, познание окружающего мира, практическую дея-ть, спорт, игру.
Например, в школе основа ЖД – познание, а компонент ЖД – практическая д-ть.
Содержание ЖД вносится организаторами-воспитателями. Стили руководства: автократический (самовластный), авторитарный, демократический (опора на коллектив, самоуправление), равноправный, игнорирующий, непоследовательный).
· Взаимодействие (организация совместных действий индивидов, групп).
Основа взаимодействия – интеллектуальные, социальные ценности.
Образование
Сластенин, Исаев определяет это понятие, как средство трансляции (передачи) культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям социума, но и становится способным к неадаптивной активности.
· Обучение.
Обучение – взаимодействие между обучающими и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности… (Сластенин).
· Просвещение.
Человек познает окружающий мир не только через целенаправленное обучение, но и через просвещение, источниками которого выступают жизнедеятельность воспитатльной организации, а также общение.
ИндивидуальнАЯ ПОМОЩЬ
Должна оказываться, когда возникают проблемы в решении возрастных задач (например, овладение способами взаимодействия с людьми, самореализация, разрешение внутриличностных конфликтов и межличностных).
Мудрик: эффективное социальное восптиание становится реальным, если создается локальная (т.е.свойственная именно ей) воспитательная система. Это понятие ввела Новикова.
Здесь можно рассказать о какой-нибудь воспитательной системе.Например, школа Ямбурга.
Евгений Александрович Ямбург - директор Центра образования № 109.
Разработчик и автор адаптивной модели школы— новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Самый главный посыл такого учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка. Например, помимо серьезной учебной программы, в ЦО № 109 действует система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией (лечение с помощью лошади, например для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ), школа художественных ремесел, клуб путешественников, театральная студия, клуб любителей кино.
41. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях. Этой проблемой занимались и зан-ся Кащенко и Иващенко, Плоткина.
Детская беспризорность — соц. явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
Признаки: полное прекращение связи с семьёй, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; попрошайничество, воровство.
В соответствии с законом 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что госуд-ую систему в этой области составляют комиссии по делам несовер-них, органы опеки и попечительства, специализированные службы органов соц. защиты, здравоохранения и т.д.
По Закону "О соц. обслуживании населения в РФ" деят-ть специализированных соц-реабилитационных учр-ий отнесена к компетенции органов соц. защ. населения.
Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Функции таких учр-ий:обеспечение безопасности; защита прав и интересов; снятие стрессового состояния; диагностика личностного развития и психофизическом состояния; первичная адаптация; восстановление, развитие форм жизнедеятельности - игра, труд, общение.
Деятельность приюта нацелена не столько на профилактику, как это делается, например, в Центрах соц. реабилитации, сколько на коррекцию и реабилитацию детей, т.к. берутся дети, ослабленные и возможности профилактической работы уже во многом упущены.
Приюты принимают ребенка независимо от наличия у него документов, удостоверяющих его личность. Срок временного пребывания ребенка, в документах жестко не определяется.
Педагогические проблемы:
· 1 этап работы - комплексная диагностика физич-ого, психического и соц. здоровья.
Педагогический аспект работы на этом этапе состоит, например, в следовании принципам личностно-индивидуального и гуманистического подхода.
Трудности процесса адаптации: синдром гиперактивности и как его следствие - чрезмерная вспыльчивости; неврозоподобные нарушения - тик, заикание, низкая работоспособность; критические периоды - 3, 7, 12-15 лет, дети становятся особенно непослушными, раздражительными.
Реком-ся такие приемы, какуделять регулярное внимание каждому ребенку, разговаривая, надо чаще приседать перед ним; исп-ть имя ребенка в общении;фиксировать любые успехи.
· 2 этап - адаптацияих к жизни в самом приюте. Ребенок должен занимать позицию не
наблюдателя, а соучастника. Выработка понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность. Надо использовать гибкую систему разрешаемого и запрещаемого.
· утверждение взаимоотношений, в рамках кот-ых можно восстановить коммуник- ую дея-ть.
Педагогу важно научиться разным видам общения с детьми, чтобы помочь ребенку выйти из позиций изоляции, агрессии.
ü в отношении к детям, склонным к изоляции, оптимален мягкий стиль общения.
ü с ребенком, склонным к оппозиции использование след-ей технологии установления
контакта: "накопления согласий" по самым нейтральным вещам, далее поиск увлечений подростка, обсуждения сообщения, которое делает подросток, затем выясняются качества личности, кот-ые вызывают у него неприязнь к людям. Как правило, на этой стадии общения ребенок освобождается от напряжения, и взаимодействие переходит на стадию, с которой начинается процесс выработки общих норм поведения (Иващенко).
· Подготовка к школе является важным условием подготовки ребенка к адаптации в
неприютской среде. Зачастую дети либо вообще не посещали школу, либо у них имеются перерывы в посещении. Детей надо подготовить к возвращению в школу, снизить негативное отношение. Хорошей формой решения этой задачи является так называемая домашняя школа.
· Организация взаимодействия специалистов разного профиля: работа не параллельно, а
совместно. Формы этих связей различны - и взаимная информация, и согласование, и совместная деят-ть, исп-ие информации другого специалиста.