XIV. Состояние дыхательной и голосовой функции
Тип дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)____________________
_____________________
Ритмичность дыхания__________________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ( 5 лет 3 – 4 слова на выдохе, 6 – 7 лет – 4 – 6 слов) ________ _____________________
Направление голосовыдыхательной струи при речи________________________________________
Особенности голоса:
§ Сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.)
§ Высота голоса (высокий, низкий, соответствующий возрасту)
§ Тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)
§ Употребление основных видов интонации, их оттенков (вопросительной, побудительной, повествовательной)_____________________________________________________________
§ Выразительность речи (нормальная, монотонная)____________________________________
§ Внятность речи_________________________________________________________________
ВЫВОД__________________________________
XV. Особенности динамической стороны речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)____________________________________________
Ритм (нормальный, дизритмия)__________________________________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_______________
_____________________
Употребление основных видов интонации ________________________________________________
ВЫВОД__________________________________
XVI. Воспроизведение звукослоговой структуры слова
Лет
ДОМ-
КАША-
СНЕГ-
ХЛЕБ-
ПОМИДОРЫ-
КРЫША-
КОШКА-
МОСТИК-
КАПУСТА-
С 5 лет
ТЕМПЕРАТУРА-
МИЛИЦИОНЕР-
ЛЕКАРСТВО-
СКВОРЕЧНИК-
АКВАРИУМ-
ПРОСТОКВАША-
СКОВОРОДА-
Мальчики лепили снеговика ____________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод_______________________________________________________
Волосы подстригает парикмахер в парикмахерской_________________________________________
Милиционер едет на мотоцикле_________________________________________________________
Постовой стоит на перекрёстке__________________________________________________________
ВЫВОД:__________________________________
XVII. Состояние фонематического восприятия
/слухопроизносительная дифференциация фонем/
a. Повторение серий слогов
Серии из двух слогов
БА – ПА
ЗА – СА
ЖА – ША
ЧА – ТЯ
ТА – ДА
ША – ЩА
ПА – БА
СА – ЗА
ША – ЖА
ТЯ – ЧА
ДА – ТА
ЩА – ША
ГА – КА
СА – ША
ЗА – ЖА
ЩА – ЧА
СА – ЦА
СЯ – ЩА
КА – ГА
ША – СА
ЖА – ЗА
ЧА – ЩА
ЦА – СА
ЩА - СЯ
Серии из трёх слогов
БА–ПА-ПА
ДА – ТА – ТА
ЦА – СА – ЦА
ЖА – ША – ЖА
ПА - БА – ПА
ТА – ДА – ТА
СА – ЦА – СА
ША – ЖА – ША
ГА – КА – ГА
ЗА – СА – ЗА
СА –ША – СА
ЧА – ТЯ – ЧА
ГА – КА – ГА
ЗА – СА – ЗА
СА – ША – СА
ЧА – ТЯ – ЧА
КА – ГА - КА
СА – ЗА – СА
ША – СА – ША
ТЯ – ЧА - ТЯ
b. Слуховая дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки со словами квазиомонимами):
МЫШКА – МИШКА УТОЧКА – УДОЧКА БОЧКА – ПОЧКА ТРАВА – ДРОВА
c. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении:
МИШКА – МИШКА КРЫСА – КРЫША РЕЧКА – РЕДЬКА ЧЁЛКА – ЩЁЛКА
КОСЫ – КОЗЫ ПЕЧКА – ПЕТЬКА
XVIII. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Фонематический анализ
a. Узнавание звука на фоне слова(с 5 лет):
Определить, есть ли звук «М»( или мычание телёнка) в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.
Определить, есть ли звук «Р» (или моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
b. Выделение первого ударного гласного звука из слова(с 5 лет):
АНЯ –
АИСТ-
ОСЫ-
УТКА-
ОЛЯ-
ИРА-
ИННА-
УЛИЦА-
C. Выделение последнего согласного звука из слова
МАК- КЛЮЧ- ДОМ- ТАНК- БАРАБАН-
D. Определение звука в слове (начало, середина, конец слова)
Определить, где слышится звук «Р» в следующих словах / предварительно убедиться, что ребёнок понимает смысл словосочетаний « начало слова», «конец слова»/:
РАКЕТА- ДВОР- РАК- СЫР- ШАР- ПАРОХОД- КАРТИНА-
ПРИМЕЧАНИЕ:
Все остальные приводимые ниже более сложные виды звукового анализа слов исследуютья только у тех детей дошкольного возраста, которые уже обучаются грамоте.
e. Выделение первого согласного звука из слова:
МАК-
ДЫМ-
ТРАВА-
КОШКА–
ВОРОБЕЙ-
БУЛКА–
ЧАШКА –
ЩУКА–
f. Выделение последнего гласного звука из слова:
КОШКА – ЛУНА – РАМА – МОЛОКО – СУХАРИ – СТОЛЫ –
g. Определение последовательности звуков в слове:
МАК- СУП- ЛУК- КАША- РАМА-
h. Определение количества звуков в слове:
ДОМ-
РАК-
ЛУНА-
СОВЫ-
БАНАН-
ЛАМПА-
Фонематический синтез
Узнать слово, предъявленное по отдельным звукам
Ч.А.С-
П.Ы.ЛЬ–
ТЬ.М.А-
П.А.Р.К-
З.В.У.К-
С.ТЬ.И.ХЬ.И-
Фонематические представления
Отобрать картинки, в названиях которых есть звук «Р»: РАК, КОШКА, ПАРАВОЗ, КНИГА, УТКА, ТОПОР_______
_____________________
Придумать слова со звуком «М»_________________________________________________________
ВЫВОД:__________________________________
XIX. Состояние понимания речи
A. Характеристика пассивного словаря
1. Объём словаря_______________________________________________________________
__________________________________________
2. Точность понимания значений слов_____________________________________________
__________________________________________