Самооценка профессионально- педагогической компетентности руководителем
Руководитель ОВД находится в противоречивой ситуации. Как «первое лицо» в организации он должен проявлять наибольший профессионализм при решении самых сложных и ответственных задач в сравнении с другими членами организации. И в то же время в сравнении с другими членами руководимой им организации он в значительно меньшей мере может рассчитывать на то, что ему будет оказана личная педагогическая помощь в самосовершенствовании. Поэтому для руководителя особо актуальна собственная работа по повышению своего управленческого профессионализма и компетентности в реализации педагогической функции.
Важным условием формирования и совершенствования педагогической компетентности и способностей руководителя является адекватная профессионально-педагогическая самооценка. Оценивается и компетентность в вопросах обучения и воспитания сотрудников, а также и вопросах управления педагогическим процессом ОВД в целом.
Исходным в оценке выступает адекватная самооценка уровня развития собственного педагогического мышления, его аналитичность и самокритичность, т.е. умений:
• увидеть и сформулировать педагогическую проблему как осознанное противоречие между реальным и необходимым состоянием профессиональной обученности и воспитанности сотрудников;
• понимать весь комплекс факторов (педагогических и непедагогических), влияющих на педагогическую обстановку в ОВД;
• осознавать свои возможности, т.е. определить реальный комплекс факторов и воздействий, которые поддаются педагогическому управлению, корректировке или нейтрализации;
• определять, какие факторы и воздействия, отсутствующие в данный момент, могут быть педагогически организованы, какие факторы и воздействия, имеющие в данный момент нейтральный характер, могут быть «педагогизированы»;
• определять комплекс субъектов решения педагогических проблем, их реальные возможности и педагогический потенциал;
• видеть себя как главного субъекта педагогической работы в ОВД и оценивать собственный педагогический имидж;
• определять стратегию и тактику решения педагогических задач;
• объективно оценивать процесс и степень достижения педагогических целей;
• адекватно отказываться от сложившихся стереотипов понимания и решения педагогических проблем по мере изменения педагогической обстановки.
Очень важно для руководителя уметь объективно ответить на вопросы:
• какие трудности и неудачи могут подстерегать его при решении данной педагогической проблемы?
• какие действия необходимы при частичном (неполном) решении данной педагогической проблемы?
• какими новыми педагогическими проблемами чревато решение данной проблемы?
При оценке руководителем своих функционально-педагогических способностей важен объективный ответ самому себе на вопросы:
• какие знания (педагогические, психологические, иные) необходимы для решения данной педагогической проблемы?
• какие умения навыки и приемы необходимы для решения данной проблемы?
• какие знания, умения и навыки для решения данной проблемы есть в моем «арсенале»?
• какими знаниями, умениями и навыками мне необходимо овладеть?
• кого и как можно организовать для решения данной проблемы?
• готова ли моя «педагогическая команда» к решению именно этой проблемы?
• способен ли я подготовить «педагогическую команду» для решения данной проблемы и руководить ею?
Педагогическая самооценка — это не одноразовая акция — «замер», а постоянная работа, особо значимая не только в условиях трудностей и неудач, но при внешнем благополучии.
Профессионала часто сравнивают с велосипедистом. Если он не будет двигаться вперед, он не просто остановится — он упадет. Руководителя ОВД можно сравнить с мотоциклистом, несущимся на «Харлее» по пересеченной местности. И хорошо, если он знает, какие умения и навыки «руководства мотоциклом» от него потребуются в следующую минуту.