Психолого-педагогическое сопровождение
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002 г.
2. Головчиц Л.А., Кулакова Е.В., Любимова М.М., Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений. М.: Владос. 2013 г.
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: под ред. Староверовой М.С. Методическое пособие - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 г. - 167 с.
4. Кулакова Е.В., Любимова М.М. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе/Сб. Инклюзивное образование, выпуск 1. М.: Центр «Школьная книга»,2010 г.
5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Серия инклюзивное образование. МГППУ.2011 г.
6. Любимов М.Л., Полякова М.В. «Исследование особенностей взаимодействия триады: ученик с нарушением слуха - здоровый ученик - учитель, в условиях интегрированного школьного обучения», Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журнал. Выпуск 2(4), 2012 г.
7. Любимов М.Л.«Особенности оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (из опыта работы специализированного психолого-педагогического Центра)». Народное образование №4, 2012.
8. «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование». МГППУ, 2012 г.
9. Приходько О.Г., Кулакова Е.В., Любимова М.М. и др. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство/Методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей общеобразовательных организаций. Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях», М. Минобрнауки, 2014 г.
10. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник, Любимов М.Л., Кулакова Е.В., Любимова М.М. и др., отв.ред. Алехина С.В. - М.: МГППУ, 2012 г.-56 с.
11. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012 г.
Анализ методической базы внедрения СФГОС для детей с задержкой психического развития в инклюзивных формах
В настоящее время при внедрении СГФОС в инклюзивных формах обучения детей с задержкой психического развития в среднем звене может использоваться следующее методическое обеспечение, разработанное для классов коррекционно-развивающего обучения.
1. Организационное обеспечение
№п/п | Программы | Методическое обеспечение. |
Общеобразовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования (по выбору образовательной организации) | 1. Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V - IX классы) //Дефектология. - 1993. - №№ 1, 2, 3, 4. | |
2. Сопровождение тьютором по рекомендациям ПМПК. | 1. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях /Серия Инклюзивное образование. - М.: МГППУ, 2012. |
Содержательный компонент
№п/п | Предметные области | Учебно-методическое обеспечение |
Иностранный язык. | 1. Новикова Н.Б. К исследованию обучаемости иностранному языку у детей с задержкой психического развития //Дефектология. - 1978. - № 6. 2. Новикова Н.Б. Парциальность нарушений обучаемости иностранному языку у детей с задержкой психического развития //Дефектология. - 1979. - № 3. 3. Шипилова Е.В. Модель педагогических условий обучения младших подростков с пониженной обучаемостью (ЗПР) (на примере обучения основам иностранного языка - английского начальная ступень обучения иностранному языку (5 класс)) //Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 4. 4. Шипилова Е.В. Особенности обучения младших подростков с пониженной обучаемостью иностранному языку //Коррекционная педагогика. - 2006. - № 4 (16). | |
Физика | 1. Авербух С.Б. Программно-методическое обеспечение и тематическое планирование уроков физики в школе для детей с ЗПР: пособие для педагога. - М.: ВЛАДОС, 2010. | |
Химия | 1. Бессонова О.В. Изучение курса химии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VII вида // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. | |
История | 1. Уроки истории в классах КРО: Пособие для учителя /Автор - составитель Т.П. Анненкова. - М., 2002. |
п/п | Направления коррекционной работы | Методическое обеспечение |
Психологическое сопровождение | 1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. - СПб.: Речь, 2004. 2. Винокурова Г.А. Психологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития на этапе перехода в среднее звено школы //Дефектология. - 2004. - № 6. 3. Годовникова В.В. Психолог в классе коррекционно-развивающего обучения: показатели эффективности работы //Дефектология. - 2004. - № 6. 4. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Разные фор: психологической помощи в школе-интернате д детей с задержкой психического развития (из опыта работы) //Дефектология. - 1990. - № 2. 5. Брайнфельд В.Н. Формирование мотиваг учебной деятельности младших подростков задержкой психического развития //Дефектология 2000. - № 3. 6. Иванов Е.С., Борисова Ю.В. Соотношение прошлого и будущего в психологической автобиографии подростков-сирот с задержкой психического развития //Дефектология. - 2005. - № 2., С. 27-31. 7. Лутонян Н.Г.Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития. Дефектология , №3,1977. 8. Павленко Т.П. Особенности социализации подростков - сирот с легким психическим недоразвитием и девиантным поведением [Текст] / Т. П. Павленко // Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 68-76. 9. Павленко Т.П. Развитие самостоятельной познавательной активности учащихся с ЗПР с использованием технолог модульного обучения //Дефектология. - 2007. - № 3. С. 22-30. | |
Дефектологическое сопровождение | 1. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. - 2007. - № 2. 2. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе: (практические материалы) //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. 3. Вопросы обучения и воспитания детей с ЗПР (из опыта работы специальной экспериментальной школы-интерната) //Сборник трудов. - Горький, 1977. 4. Митрякова Л.Г. Динамика изменений чувства ритма у школьников с задержкой психического развития от 7 до 16 лет //Дефектология. - 2001. - № 6. 5. Монкявичене О.П. Динамика различных видов мышления детей с ЗПР в среднем школьном возрасте: Дисс...канд. психол. наук. - М., 1987. 6. Седова А.А. Медико-социальные аспекты школьной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития воспитанников специализированных (коррекционных) образовательных учреждений: Дисс... канд. мед. наук. - Рязань, 2007. 7. Паладий В.Ф., Деева Г.А. Трудовое обучение и профориентация учащихся специальной школы-интерната для детей с задержкой психического развития //Дефектология 1981, № 6, с. 34-38. |
Анализ методической базы внедрения СФГОС для слепых детей в инклюзивных формах
При реализации практики инклюзивного обучения детей с глубоким нарушением зрения рекомендованы следующие источники информации.
Общие вопросы тифлологии, отражающие образовательные потребности детей с нарушением зрения:
1. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 6. - С. 17-24.
2. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 3-12.
3. Денискина В.З. О формировании правильного отношения к дефекту [Текст] / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - №1. - С. 55-61.
4. Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. - 2011. - № 5. - с. 56-64.
5. Денискина В.З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением // Дефектология. - 2011. - № 6. - с. 61-71.
6. Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. - М.: Налоговый вестник, 2004.
7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. - М.: Просвещение, 2009.
8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. - М.: Печатный двор, 1996.
9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
10. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4.
11. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
12. Тупоногов Б.К. Оценка знаний, умений и навыков слепых и слабовидящих школьников / Б.К. Тупоногов, Н.А. Белякова // Дефектология. - 2009. - № 6.
13. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008.
14. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001.
15. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2007.
Рельефноточечная система обозначений Брайля и аудио книги:
1. Быков А. Г. и др., Советская система обозначений для слепых по математике и естественным наукам. - М., 1981.
2. Вержбитский А.В. Методика записи учебной и научной "говорящей" книги. М. 1983.
3. Денискина В.З. Овладение системой Брайля - одно из условий успешной социальной и профессиональной адаптации незрячих //Сб. ст.: Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля - основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира. - М., 2004. - С. 30-35.
4. Леушева М.Г. Методика ускоренного запоминания основных знаков (букв, цифр, знаков препинания) рельефно-точечной системы Брайля [Текст] / М. Г. Леушева, В. З. Денискина.- Обучение письму и чтению по рельефно-точечной системе Л. Брайля [Текст] : учеб. пособие / [Г. В. Никулина, В. К. Рогушин, Л. Н. Авдеева, и др.], 2006.
Предметное обучение:
1. Азарян Р.Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Всерос. о-во слепых, 1989.
2. Вершинина Р.А. Обучение плоскому письму детей с остаточным зрением [Текст] : Метод. пособие / Р.А. Вершинина, 1990.
3. Денискина В.З. Методы обучения математике учащихся начальных классов школ слепых детей [Текст] : Метод. пособие / В.З. Денискина, 1988.
4. Денискина В.З. Коррекционный курс "Домоводство и самообслуживание" в старших классах для детей с нарушением зрения [Текст] : (Метод. рекомендации) / Башкир. ин-т повышения квалификации работников образования, 1996.
5. Ермаков В.П. Обучение слепых специальной графике [Текст] / В.П. Ермаков, О.И. Егорова, 1978.
6. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения [Текст] : (биология и химия в учеб. деятельности слепых и слабовидящих школьников) : дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук в форме науч. докл. : 13.00.03 - коррекц. педагогика - тифлопедагогика / Тупоногов Борис Константинович, 1996.
7. Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников [Текст]: (Метод. рекомендации) / Ин-т коррекц. педагогики РАО. Лаб. содерж. и методов обучения детей с нарушениями зрения, 1999.
Тифлотехника и компьютерные технологии:
1. Созонович Е. Л., Соколов, В. В., Спиридонова, Я. Н. О преподавании информатики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №1 III - IV видов г. Москвы // Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения: сб. метод. раб./ М.: изд-во АПКиППРО, 2006.
1. Соколов В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям/ В.В. Соколов // Дефектология. - 2013. - №.4.
2. Соколов В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012.
3. Соколов В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №.6.
4. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. - Н. - Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.
Пространственная и социально - бытовая ориентировка:
1. Денискина В.З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида [Текст] : метод. пособие / В. З. Денискина М. В. Венедиктова, 2007.
2. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина. - М.: ООО ИПТК "Логос" ВОС, 2008.
3. Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых / В. С. Сверлов. — М.: Учпедгиз, 1951.
Организации и Интернет - ресурсы:
1. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат для слепых обучающихся №1 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Телефон/факс 8 (495) 687 - 55 - 01.
Адрес: Москва, 3-я Мытищинская ул. д. 5. http://schisv1.mskobr.ru. Это старейшее учебное заведение для слепых в Москве (основано в 1882 году) обладает мощной научно-методической базой, обеспечивающей качественное образование детей с глубоким нарушением зрения.
2. Негосударственное учреждение «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов - всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых «Реакомп». Адрес: Россия, Москва, Протопоповский пер., д. 9 http: //www. rehacomp.ru.
Институт «Реакомп» - ведущее базовое учреждение Всероссийского общества слепых в области комплексной реабилитации инвалидов по зрению, научно-методической работе и информационным технологиям - основан в 2000 году.
3. Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс "Логос" Всероссийского общества слепых. Адрес: Россия, Москва, ул. Маломосковская, д. 8, кор.2. http://www.logosvos.ru/. ИПТК "Логос" создан в 1978 году как организация, призванная разрабатывать и внедрять новые тифлоинформационные системы на основе современных технологий для достижения более эффективной реабилитации незрячих. «Логос» производит рельефно-графические пособия и аудио книги.
4. ООО "МИПО Репро" (Московское издательско-полиграфическое объединение "Репро" печать для слепых). Адрес: 127282, г. Москва, Полярная ул., д. 33 Б. http: //anorepro .ru/. Издательство «Репро» специализируется на печати школьных учебников и художественной литературы.
5. Издательско-полиграфическое объединение "Чтение" Всероссийского общества слепых. Адрес: 199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 5-я линия, д.68. http://www.chtenie.spb.ru/. «Чтение» специализируется на периодических изданиях и печати рельефно-точечным шрифтом Брайля контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА.
6. Коммерческая компания «Элита групп» дистрибьютор продукции компаний Freedom Scientific, Baum Redec, Index Braille, View Plus, Code Factory и др.: http ://www. el itagroup. ru
7. Федеральное государственное учреждение культуры Российская государственная библиотека для слепых. Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9. http: //www. rgbs. ru
8. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО. Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1. Лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушением зрения http://институт- коррекционной-педагогики.рф/; http://childrens-needs.com/ - электронный каталог научно-исследовательских работ ИКП РАО
Анализ методической базы внедрения СФГОС для слабовидящих детей в инклюзивных формах
При реализации практики инклюзивного обучения детей с глубоким нарушением зрения рекомендованы следующие информационные ресурсы:
Общие вопросы тифлологии, отражающие образовательные потребности детей с нарушением зрения:
1. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 6.
2. Денискина В.З. Особые образовательные потребности,
обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. - 2012. - № 5.
3. Денискина В.З. О формировании правильного отношения к дефекту [Текст] / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - №1.
4. Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. - М.: Налоговый вестник, 2004.
5. Денискина В.З. Тактильная рукодельная книга в абилитации незрячих и слабовидящих детей [Текст] / В.З. Денискина // Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование, терминология, учёт и отражение в справочном аппарате: материалы межрегион. семинара. — М., 2007.
6. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения [текст] / М.И. Земцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №3.
7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. - М.: Просвещение, 2009.
8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. - М.: Печатный двор, 1996.
9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.
11. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4.
12. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
13. Тупоногов Б.К. Оценка знаний, умений и навыков слепых и слабовидящих школьников / Б.К. Тупоногов, Н.А. Белякова // Дефектология. - 2009. - № 6. - С. 37-41.
14. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Второе изд-е, испр.- М.: Город Детства, 2008. - 224 с.
15. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2001. - 420 с.
16. Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб., 2005.
17. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2007.
18. Шимгаева А.Н. Феномен тревожности и коррекция нарушений в эмоциональной сфере у слабовидящих подростков [Текст] / А.Н. Шимгаева // Дефектология. - 2007. - №2.
Предметное обучение:
1. Азарян Р.Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Всерос. о-во слепых, 1989.
2. Вершинина Р.А. Обучение плоскому письму детей с остаточным зрением [Текст] : Метод. пособие / Р.А. Вершинина, 1990.
3. Денискина В.З. Коррекционный курс "Домоводство и самообслуживание" в старших классах для детей с нарушением зрения [Текст] : (Метод. рекомендации) / Башкир. ин-т повышения квалификации работников образования, 1996.
4. Денискина В.З. Коррекционная направленность физминуток в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения [Текст] /
В.З. Денискина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. — 2003. — № 4.
5. Денискина В.З. К вопросу о сдаче ЕГЭ и экзаменов в форме тестов лицами с нарушением зрения [Текст] / В. Денискина, И. Зарубина, Ю. Котов // Шк. вестн. — 2007. — № 10.
6. Тупоногов Б.К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей [Текст] : (Моногр.) / Ин-т коррекц. педагогики РАО, 1995.
7. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения [Текст] : (биология и химия в учеб. деятельности слепых и слабовидящих школьников) : дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук в форме науч. докл. : 13.00.03 - коррекц. педагогика - тифлопедагогика / Тупоногов Борис Константинович, 1996.
8. Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность экологического образования слепых и слабовидящих школьников [Текст]: (Метод. рекомендации) / Ин-т коррекц. педагогики РАО. Лаб. содерж. и методов обучения детей с нарушениями зрения, 1999.
Тифлотехника и компьютерные технологии:
1. Созонович Е. Л., Соколов, В. В., Спиридонова, Я. Н. О преподавании информатики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №1 III - IV видов г. Москвы // Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения: сб. метод. раб./ М.: изд-во АПКиППРО, 2006.
2. Соколов В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012.
3. Соколов В.В., Комова, Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией / В.В. Соколов, Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №.6.
4. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. - Н. - Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.
Пространственная и социально - бытовая ориентировка:
1. Денискина В.З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида [Текст] : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова, 2007.
2. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина. - М.: ООО ИПТК "Логос" ВОС, 2008.
3. Денискина В.З. Этическое воспитание лиц с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. — 2002. — № 1.
4. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения [Текст] : метод. рекомендации / В.З. Денискина. - Верхняя Пышма : 1997.
Организации и Интернет - ресурсы:
1. Негосударственное учреждение «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов - всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых «Реакомп». Адрес: Россия, Москва, Протопоповский пер., д. 9 http: //www. rehacomp.ru.
2. Институт «Реакомп» - ведущее базовое учреждение Всероссийского общества слепых в области комплексной реабилитации инвалидов по зрению, научно-методической работе и информационным технологиям - основан в 2000 году.
3. Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс "Логос" Всероссийского общества слепых. Адрес: Россия, Москва, ул. Маломосковская, д. 8, кор.2. http://www.logosvos.ru/. ИПТК "Логос" создан в 1978 году как организация, призванная разрабатывать и внедрять новые тифлоинформационные системы на основе современных технологий для достижения более эффективной реабилитации незрячих. «Логос» производит рельефно-графические пособия и аудио книги.
4. Издательско-полиграфическое объединение "Чтение" Всероссийского общества слепых. Адрес: 199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 5-я линия, д.68. http://www.chtenie.spb.ru/. «Чтение» специализируется на периодических изданиях и печати рельефно-точечным шрифтом Брайля контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА.
5. Коммерческая компания «Элита групп» дистрибьютор продукции компаний Freedom Scientific, Baum Redec, Index Braille, View Plus, Code Factory и др.: http://www.elitagroup.ru
6. Федеральное государственное учреждение культуры Российская государственная библиотека для слепых. Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9. http: //www. rgbs. ru
7. ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО. Адрес: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1. Лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Ь1р://институт-коррекционной-педагогики. рф/
8. Электронный каталог научно-исследовательских работ ИКП РАО- http://childrens-needs.com/
Анализ методической базы внедрения СФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивных формах