Ссылки на приложения в основном тексте работы обязательны.
В приложении 1 должно быть представлено подробное описание методик: содержание, картинки (если предусмотрены), баллы, уровни с их описанием.
Методика проведения обследования дошкольников была следующей. Дети обследовались индивидуально. Речевая инструкция сопровождалась предъявлением иллюстративного материала. Задания методики предъявлялись в той последовательности, в которой они содержатся в материалах приложения 1. Каждый ребенок приступал к выполнению задания только после того, когда инструкция была им осмыслена. Чтобы это проверить, мы задавали вопрос: «Повтори, что нужно сделать», или «Ты понял задание? Повтори его». Все ответы детей фиксировались, заносились в таблицу, а затем подвергались обработке и анализу (см. приложение 2).
После обследования по каждому из диагностических заданий детям с ОНР присваивалось определенное количество баллов, сумма которых позволяла выявить один из 5 уровней развития глагольного словаря:
- высокий (не менее 28 баллов);
- выше среднего (не менее 20 баллов);
- средний (не менее 12 баллов);
- ниже среднего (не менее 4 баллов);
- низкий (ребенок не справился с заданиями полностью или набрал не более 3-х баллов).
II этап – формирующий. Его цель заключалась в проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) глагольного словаря. Сроки реализации этого этапа работы – с 15 сентября по 05 декабря 2014 года (12 недель). С детьми проводились фронтальные занятия продолжительностью 30 минут (2 раза в неделю). Всего с дошкольниками было проведено 24 занятия. Работа проводилась регулярно.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- организовать коррекционно-логопедическую работу с детьми указанной категории;
- определить принципы коррекционно-логопедической работы;
- в соответствии с содержанием действующих программно-методических материалов определить тематику экспериментальных занятий по развитию речи;
- осуществить отбор речевого материала для проведения экспериментальных занятий с испытуемыми;
- выделить направления коррекционно-логопедической работы с детьми;
- подобрать и апробировать упражнения, способствующие развитию у дошкольников с ОНР (III уровень) глагольного словаря;
- отобрать методы и приёмы, использование которых позволит пополнить глагольный словарь детей с ОНР (III уровень).
III этап – контрольный. Его цель - выявление эффективности реализованной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие детей с ОНР (III уровень) глагольного словаря.
Сроки реализации данного этапа – с 08 по 12 декабря 2014 г. (1 неделя).
С учетом поставленной цели нами решались следующие задачи:
· провести обследование старших дошкольников с ОНР (III уровень) по отобранным ранее заданиям диагностической методики;
· подвергнуть количественному и качественному анализу (в сопоставительном аспекте) результаты обследования дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
· установить уровень развития у детей словаря глагольной лексики.
Как и на контрольном этапе педагогического эксперимента, для обследования детей с нарушениями речи нами были использованы те же три диагностические задания. Методика проведения обследования дошкольников на контрольном этапе была прежней. Как и ранее, инструкции предъявлялись детям в устной форме с использованием иллюстративного материала (см. приложение 1). Полученные результаты фиксировались в таблицах и подвергались анализу.
Таким образом, организация педагогического эксперимента осуществлялась поэтапно. На каждом этапе проходило последовательное решение поставленных нами задач.
Пустая строка
Содержание и результаты констатирующего этапа исследования
Пустая строка
Первым этапом нашей исследовательской работы был констатирующий. Его цель и задачи были обозначены выше.
Как отмечалось ранее, для обследования глагольного словаря детей с ОНР (III уровень) нами были использованы диагностические задания, вошедшие в методику, автором которой является Г.А. Волкова [6].
Представим результаты, полученные по каждому диагностическому заданию.
Диагностическое задание 1 – «Называние действий по предъявленному предмету».
Согласно полученным данным, дети (100 %) поняли инструкцию и согласились выполнить предложенное им задание. В 66,7% случаев дошкольники нуждались в повторении и разъяснении инструкции.
Было выявлено, что в меньшей степени дошкольники испытывали затруднения при использовании глаголов «пишут», «едят (кушают)», «рисуют» (75 % испытуемых верно употребили необходимый глагол в процессе ответов на вопросы, используя его в нужной форме).
Наибольшие сложности у детей возникли при ответах на вопросы «Что делают пилой?», «Что делают молотком?» (ошиблись 91,7 % детей); «Что делают топором» (ошиблись 83,3 % детей); «Что делают щеткой» (ошиблись 66,7 % детей); «Что делают иголкой?» (ошиблись 58,3 % детей).
В некоторых случаях дошкольники правильно подбирали глагол, но не могли употребить его в устной речи в необходимой форме (3лица, множественного числа, настоящего времени), используя:
- во 2 лице («Что делают ручкой?» - пишем);
- в 3 лице прошедшего времени («Что делают карандашом?» - рисовали);
И так далее. Подробно описываются результаты. Указываются проценты. Приводятся примеры ответов детей (их речевая продукция). И так по каждому диагностическому заданию (либо диагностической методике). Важно прописать типы ошибок, которые были допущены детьми, привести примеры. Если работа посвящена письменной речи школьников (тот или иной вид дисграфии), то в приложении нужны сканы письменных работ детей.
Полученные количественные данные мы отразили в таблице 1, а также представили в материалах приложения 2.
Если у Вас предусмотрена таблица, посмотрите на образец её технического оформления. В таблице проставляются баллы (в образце баллов нет).
· Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
· Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная).
· Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире).
· При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 2).
· Таблицы, занимающие страницу и более, обычно помещают в приложение, а небольшие – на страницах работы.
Таблица 1 - Результаты обследования детей по трем диагностическим
заданиям на констатирующем этапе эксперимента
№ детей п/п | Количество набранных баллов | |||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Всего | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. |
Итак, согласно полученным данным, по трем заданиям диагностической методики дошкольники сумели набрать от … до … баллов.
На основании итоговой суммы баллов испытуемым были присвоены уровни развития глагольного словаря. Они представлены на рисунке 1.
Обратите внимание, как подписывается гистограмма. Официально она считается рисунком. Гистограмма (диаграмма) может выглядеть и иначе: круговая или другой формы.
В тексте все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и пр.) именуются рисунками.
Рисунок 1 - Уровень развития у детей с ОНР глагольного словаря
на констатирующем этапе исследования
Итак, у большинства старших дошкольников с ОНР (75 %) отмечается ниже среднего уровень развития глагольного словаря. У остальных детей …
И так далее
Обобщив данные по трем диагностическим заданиям, мы выявили типичные ошибки, присущие детям дошкольного возраста с ОНР (III уровень):
- употребление на месте глагола имени существительного, выбранного ребенком на основе возникшей у него ассоциативной связи; И так далее
Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, позволяют сделать вывод. В выводе (один развёрнутый абзац) должна быть развёрнутая качественная характеристика того, что было исследовано.
Выводы по 2 главе
Пустая строка
Первый абзац – об организации исследования (в соответствии с логикой 2.1.
Второй абзац – о результатах констатирующего этапа (в соответствии с логикой 2.2)
Глава 3. Содержание и результаты экспериментальной работы
Пустая строка
Содержание логопедической работы