Лекция 2. Понятие о психике. Сознание
План лекции:
1. Понятие о психике.
2. Сознание как высшая форма развития психики.
3. Неосознаваемые явления.
Основные понятия: психика, инстинкт, навык, интеллект, сознание, неосознаваемые явления, неосознаваемые механизмы, неосознаваемые побудители, надсознательные процессы.
1. Психика – это свойство высокоорганизованной матери. Если же иметь ввиду психику человека, то к словам высокоорганизованная можно добавить самая – ведь мозг человека самая высокоорганизованная материя, которая известна человечеству. Психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее.
А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных: элементарной чувствительности, предметного восприятия, интеллекта. Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.
Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.
2. Сознание– высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде — есть мое сознание».
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание, переживание.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Сознание представляет собой многомерное образование. В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.
3. З. Фрейд сравнил человеческое сознание с айсбергом, который на девять десятых погружен в море бессознательного, Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
· неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это – технические исполнители, или "чернорабочие", сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.
· неосознаваемые побудители сознательных действий. Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только обладают другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.
· «надсознательные» процессы. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания.