Год, месяц, день, час
Каждый день мы говорим малышу: «Доброе утро», «Спокойной ночи», и в результате даже у трехлетнего ребенка понятия дня и вечера практически не существует. Поэтому в повседневной жизни необходимо почаще говорить: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать», «Сейчас день и мы будем обедать, а вечером придет папа с работы и мы все сядем ужинать». Постепенно ребенок усвоит это, но чтобы ему помочь, найдите открытки, на которых изображены контрастные части суток (день — ночь, утро — вечер) и задавайте ребенку вопросы. Если вы не найдете дома подходящих открыток, нарисуйте их, как сможете сами, главное, чтобы ночью была луна, утром солнышко чуть показалось из-за горизонта, днем солнце высоко в небе, а вечером оно опять прячется.
Что изображено на картинке? Как ты думаешь, какое это время суток? А почему ты так думаешь? Если ответы вызывают затруднения, осторожно задавайте наводящие вопросы, но так, чтобы в них не заключался ответ. Можно спросить у ребенка: «Что мы будем делать вечером? Куда пойдем утром? Назови соседей утра, вечера, дня, ночи?» После того как ребенок твердо усвоил эти понятия, объясните, что все вместе это называется сутки. Конечно, после этого будет тысяча «почему». Проще всего объяснить малышу смену дня и ночи взяв, если есть, глобус, нет, замените его просто мячом. Отметьте жирной точкой место, где вы живете и держите мяч под настольной лампой. Скажите, что лампочка — это солнышко, оно всегда неподвижно, а мяч — это наша Земля, она вращается вокруг своей оси и вокруг солнышка, чтобы его всем досталось. Один оборот вокруг своей оси и есть сутки, а вокруг солнышка — год. Не бойтесь, что ребенок мал, не все поймет, неважно, в его головке все равно что-то останется, и он уже сам не раз попросит показать, как вращается земля и будет просить, пока не усвоит, тогда интерес пропадет сам собой. Покажите ему рис. 9 и скажите, что солнышко ходит по небосклону,как мы по земле. Возьмите любой рисунок ребенка, у всех, без исключения, на них есть линия горизонта. Дайте ему это понятие, а когда поедете летом на природу, покажите. Гуляйте утром, днем, вечером и обязательно обращайте его внимание на положение солнца. Постепенно он усвоит, что солнце в середине дня стоит выше, чем утром и вечером. Впоследствии покажите ему рис. 10 и опять расскажите, как солнце по небу гуляет.
Не забывайте дать понятия «вчера — сегодня — завтра». Ну, забыли вы, что делали вчера, «А ты мне не подскажешь?», «Что нам надо сделать завтра?», «Куда мы собирались пойти сегодня?». Иногда можно просто спрашивать: «Как называются сутки, которые прошли? Как называются сутки, которые наступят? Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент?». Доведите это до автоматизма, чтобы ребенок отвечал не задумываясь. Объясните поговорку «день да ночь — сутки прочь». Для закрепления материала, загадывайте загадки.
Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Утро)
* * *
Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила.
Как ее зовут? (Ночь)
* * *
Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.
Как их зовут?
(День, ночь)
Выучите с ребенком стихотворение: