Общая характеристика основных направлений (функций) деятельности прокуратуры

В юридической литературе наряду с понятием «основные направления деятельности прокуратуры» используется понятие «функция прокуратуры»[2]. Не вдаваясь в полемику по этому поводу, сделаем вывод лишь о том, что большинство авторов эти понятия отождествляют.

Основные направления деятельности прокуратуры обуслов­лены различными факторами политического, социально-эко­номического и иного характера. На прокуратуру не могут возлагаться функции, не преду­смотренные законами РФ.

В соответствии с Законом о прокуратуре основными направлениями деятельности органов прокура­туры являются:

· надзор за исполнением законов;

· уголовное преследование;

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

· участие в рассмотрении дел судами;

· участие в правотворческой деятельности;

· международное сотрудничество.

Ряд из указанных направлений имеют сложную структуру.. В частности, действующий Закон о прокуратуре выделяет пять отраслей прокурорского надзора:

1)надзор за исполнением законов федеральны­ми министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъ­ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, органами управления и руководителями коммерче­ских и некоммерческих организаций, а также за соответствием за­конам издаваемых ими правовых актов;

2)надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3)надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4)надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5)надзор за исполнением законов судебными приставами.

Уголовное пресле­дования за совершение преступлений органами прокуратуры осуществляется в рамках функции предварительного расследования преступлений органами доз­нания и органами предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Коорди­нация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью состоит в обеспечении согласо­ванности взаимодействия соответствующих государственных структур (правоохранительных органов и спецслужб), наделенных полномочиями в сфере противодействия преступности. Координация позволяет достигнуть качественно новых по своему содержанию и значимости результатов в сфере борьбы с преступностью.

Не менее многогранным является участие прокурора в рассмотрении дел судами. В зависимости от видов судопроизвод­ства в рамках данной направления выделяют следующие поднаправления деятельности прокуратуры: а) участие прокуратуры в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов Фе­дерации; б) участие прокуратуры в рассмотрении уголовных дел; в) участие прокуратуры в рассмотрении гражданских дел; г) участие прокуратуры в рассмотрении дел в арбитражных судах; д) участие прокуратуры в рассмотрении дел об административ­ных правонарушениях.

В свою очередь международное сотрудничество органов прокуратуры предполагает:

  • организацию международного сотрудничества в рамках СНГ;
  • организацию международного сотрудничества в рамках Сове­та Европы;
  • организацию сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
  • участие в разработке международных многосторонних и дву­сторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступ­ностью и оказанию правовой помощи;

· выдачу (экстрадицию) обвиняемых по уголовным делам.

Участие в правотворческой деятельности органов прокуратуры выражается в том, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом зако­нодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных правовых актов прокуратурой предложений.

Ряд Конституций (уставов) субъектов РФ предоставляет прокурорам право законодательной инициативы в соответст­вующем законодательном органе власти (уставы Новгородской области, Иркутской области и др.).

Специфической формой участия Генерального прокуро­ра РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нор­мативных актов в случаях и порядке, определенных российским законодательством.

Наши рекомендации