Методическое обеспечение образовательного процесса в условиях сетевого сотрудничества Социокультурного образовательного комплекса и основных общеобразовательных школ

Булганина М.В.

Главной целью реструктуризации сети образовательных учреждений Старооскольского городского округа является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивания возможностей доступа всех учащихся к получению качественных образовательных услуг и эффективное использование кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня, когда воспитательные возможности сельского социума снизились, школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.

Основными организационными моделями образовательных учреждений в сетевом взаимодействии в образовательном пространстве являются базовая (опорная) школа, ассоциация образовательных учреждений, социокультурный комплекс, ресурсный центр.

Модель «Социокультурный образовательный комплекс» – образовательная организация, представляющая собой интеграцию образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, реализующая программы общего и дополнительного образования и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное и др.), материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии.

Социокультурный образовательный комплекс представляет собой сотрудничество юридических лиц и может включать общеобразовательную школу, детский сад, школу искусств, учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательную подготовку различной направленности. Такое сотрудничество позволяет обеспечивать оптимальные условия полноценного обучения и воспитания детей, их разностороннее развитие, социальную защиту, эффективно использовать социокультурные и производственные возможности школы и ее социального окружения, кадровые и материальные ресурсы для полноценной социализации личности.

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Руководителям и педагогам сельской школы необходимо, с одной стороны, учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений. Они должны устанавливаться не только спонтанно, но и преднамеренно – на основе специально организуемой деятельности. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного комплекса, призванного интегрировать имеющиеся в поселении культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка.

Шаталовская средняя школа Старооскольского городского округа приняла участие в ПНП «Образование» как социокультурный комплекс.
В школе разработана и активно внедряется в образовательный процесс программа развития «Создание условий для формирования гражданских качеств личности каждого школьника в условиях социокультурного комплекса». Заключены договоры школы с ДОУ, ДК, Шаталовской районной больницей, учреждениями дополнительного образовании, детской школой искусств, станцией юных натуралистов, центром развития детей и юношества №1, центром детского и юношеского туризма и экскурсий, детско-юношеской спортивной школы «Молодость».

Близлежащие школы, Знаменская и Владимировская, реорганизованы в основные. Такая реорганизация не должна послужить причиной выпадения этих школ из профильного образовательного пространства, так как многие выпускники 9 классов продолжают обучение в Шаталовской школе, в которой создаются профильные классы. Успех достижения нового современного качества общего образования при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечения учащимся равного доступа к качественному образованию вне зависимости от места проживания зависит от степени сотрудничества этих школ с социокультурным комплексом Шаталовской средней школы.

Сетевое сотрудничество строится на принципах взаимодействия, социального партнерства, вариативности, информационных потоков и адресности. Данная модель способствует:

· повышению эффективности использования методических ресурсов;

· более полному обеспечению информационной поддержки;

· расширению возможностей для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;

· объединению усилий для внедрения современных технологий, инновационных проектов;

· удовлетворению профессиональных запросов участников образовательного процесса.

Методическое обеспечение образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия должно приближать образовательные услуги к потребителям, позволять сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, финансовые и интеллектуальные ресурсы. Особенно важно это в условиях сельских школ, где все эти ресурсы ограничены. Здесь необходимо учитывать такие принципы сетевого взаимодействия: добровольность, гибкость и мобильность. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

При традиционной организации методической работы в малокомплектной школе все педагоги знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи исчерпывают себя и становятся малопродуктивными, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. При сетевой организации методической работы наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

Сетевая организация методической работы для муниципального образования реализуется с целью:

· более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной работы;

· повышение эффективности использования методических и других ресурсов, обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами всех субъектов образовательного процесса;

· объединение усилий и возможностей с другими методическими организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе их компьютеризации;

Перспективной формами взаимодействия должны стать совместные проекты, планирование и реализация коллективных творческих дел, совместное написание рекомендаций, организационных схем и т.д. Значима коллективная направленная деятельность в сети педагогов, психологов, родителей, школьников, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Такая сетевая организация методического пространства в условиях модернизации образования позволит увеличить взаимодействие субъектов, и результаты работы станут более качественными.

Методическая работа - важное звено непрерывного образования учителя. Компоненты её структуры: методический совет, теоретические семинары и семинары-практикумы, педчтения и научно-практические конференции, методические объединения, должны перейти на новый межшкольный уровень.

Рассмотрим преимущества межшкольных структурных подразделений. Практика педагогического сотрудничества между нашими тремя школами осуществлялась и в прежние годы. Учителя-предметники регулярно посещали уроки своих коллег, и знакомы с их работой. Межшкольный научно-методический совет, межшкольные предметные методические объединения, творческие группы, межшкольные педагогические советы, конференции, выставки, поднимут методическую работу на новый более высокий уровень и помогут построить образовательный процесс таким образом, чтобы выпускники 9 классов, переходя в 10 класс Шаталовской школы, были готовы к профильному образованию. Этому в большой мере может способствовать скоординированная предпрофильная подготовка. Учащиеся 9 классов получают возможность посещать предпрофильные элективные курсы в Шаталовской школе.Интеграция образовательных учреждений, их сетевое взаимодействие в процессе осуществления профильного обучения актуализирует осуществление преемственности.

Программно-методическое обеспечение представляет собой образовательные программы школ как комплекс программ основного и дополнительного образования, осуществляющих самоопределение учащихся по всем ступеням обучения с учетом преемственности содержания образования (базового, предпрофильного, профильного компонентов); учебного плана межшкольных сетевых структур; программ медико-психологического, социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Научно-методическое обеспечение предполагает обязательность подготовки педколлективов школ по организации психолого- педагогического сопровождения личностного развития сельских школьников, освоение технологий индивидуализации образовательного процесса в условиях малочисленности классов, освоение коллективных форм взаимодействия на основе социально-педагогического партнерства между специалистами разного профиля (педагог, психолог, классный руководитель), между коллективами разных школ.

Знаменская и Владимировская школы имеют большой опыт по многим направлениям организации учебно-воспитательного процесса. Этот опыт может использоваться при сетевом сотрудничестве. Так, например, в Знаменской школе уже 10 лет работает научное общество учащихся «Познание». Профессионализм педагогов этой школы не должен остаться невостребованным при сотрудничестве наших школ.

В свою очередь, Шаталовская школа, как социокультурный комплекс обладает очень высоким потенциалом. В ней организована работа 22 кружков различного направления, для работы в которых привлекаются педагоги дополнительного образования. Ученики занимаются в филиале музыкальной школы по классу хореографии, фортепиано, баяна; в фольклорном кружке, в кружках при ДК, посещают читальный зал библиотеки, работают в научном обществе учащихся «Биотоп». В школе созданы необходимые условия для занятий физкультуры и спорта: два зала – спортивный и гимнастический, стадион, волейбольная, баскетбольная, игровая площадки, полоса препятствий, тренажерный зал. Знаменская и Владимировская школа имеют автобусы, соответствующие всем требованиям безопасности при перевозке детей, наши села соединены хорошими дорогами. Это делает возможным подвоз детей в Шаталовскую школу. Используя ресурсы социокультурного комплекса, мы решаем очень важную задачу – готовим учащихся к переходу в Шаталовскую школу на старшей ступени обучения, что в дальнейшем значительно облегчит их адаптацию.

При сетевом сотрудничестве общеобразовательных школ с учреждениями, входящими в социокультурный комплекс создаются условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников и более эффективно реализовать образовательные и воспитательные запросы детей и их родителей. Благодаря такому сотрудничеству малокомплектные школы не потеряются в общем образовательном пространстве, сумеют сохранить и реализовать свой потенциал, занять свою нишу в сети образовательных учреждений всех видов и типов.

Наши рекомендации