Распространение новой отрасли науки СО

Ответы по социологии образования

  1. Актуальность социологич. Подхода к образованию.

Существует несколько подходов к изучению образ.:педагогич,фолософс,экономич,социологич.Социологич. Подход к изучению образ. Нацелен на определение места и роли образ. В об-ве. Это значит, что речь должна идти о выявлении взаимовлияния образ.и различных подсистем об-ва (эконом,полит,культ,соц). Социологию интересует эффективность образ.,а также влияние на образ. Труда и своб.времени,условия жизни,ценностных ориентаций,различных форм и видов деят-сти. Специфика социол.подхода заключ. В выявлении соц.самочувствия разл.групп в сфере образ.,готовности людей продолжать образоват.деят-сть в течение всей жизни.Актуальность социологического подхода обуславливается следующими обстоятельствами.Во-первых, с одной стороны происходит трансформация системы традиционного образования, которая не может полностью удовлетворять возросшие потребности населения в получении качественного образования, поэтому, - с другой стороны, развиваются открытые формы образовательной деятельности.Во-вторых, становление и развитие системы открытого образования в России основывается на новых принципах и технологиях обучения, что вызывает различные точки зрения на его развитие в условиях российского общества. Большинство педагогов видят в развитии открытого (дистанционного) образования лишь более развитую форму заочного обучения, основанную на внедрении современных информационных технологиях.

Теоритич. и соц-историч истоки в СО

Систематическое изучение человеческого поведения и человеческого общества - его истоки восходят к концу 18 век. Основной для появления нового подхода были радикальные изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, так и природного миров. Возникновение в 19 в. опытной, эмпирической науки об обществе имеет определенные гносеологические и социально-эмпирические предпосылки:признание значимости соц.среды при объяснении индивид. психол. И культ. Различий людей;вера в то,что личностные кач-ва человека могут быть исправлены ср-вами среды;рассмотрение всеобщ.образ. как ср-во возвышения потребностей и соц.прогресса.

Распространение новой отрасли науки СО.

В 1883 Уорд издает книгу «Динамич.социология»,в кот. Он останавливается на особой роли школы в трансформации об-ва и призывал к ее изучению. Основателем СО принято считать Дюркгейма. Он отмечал,что экономика и политика зависят от образования, готовящего индивидов к опр.ролям в об-ве. В 1899 Дьюи выпустил книгу «школа и об-во»,в кот. Он обращает внимание на концепцию соц.прогресса. В Германии развитие СО связывают с работами Вебера. Его заслугой считается разработка проблем взаимодействия соц.институтов и теории демократии,на основе которых стал возможен новый анализ школы как соц.системы. Общие рез-ты периода развития СО:произошел перенос теоретич.процессов с категории учения на концепцию изуч.личности; понимание роли соц.изменений и необходимости соц.организации систем образ.; определение влияния групп и групп.процессов в развитии практики;влияние соц-классовых факторов в развитии образ. В целом; опроверж. Мифов о расовом или этнич.превосх-ве как основе более высоких достижений учащихся; активиз. Соц-организацион.связей с местным сооб-вом.

Наши рекомендации