Бумага – войлок, состоящий из размельченных растительных волокон, имеющих вид листов толщиной от 0,02 до 0,3 мм, разных размеров и оттенков цвета. 4 страница

1. В каких случаях используют прием обрывной аппликации?

2. Какие сорта бумаги подходит для обрывной аппликации?

3. Назовите способы обрывания бумаги?

Ответы:

1. Когда требуется усилить выразительность некоторых образов.

2. Для обрывной аппликации подойдут мягкие сорта бумаги, имеющие на разрыве ворсистый край.

3. Аппликации оформляют свободным способом обрывания бумаги и по контуру эскиза.

Литература:1.Богатеева З. Занятия аппликацией в детском саду. -М.: Просвещение, 1988.

Тема:МОЗАИКА ИЗ БУМАГИ

План:

1. Понятие «мозаика».

2. Технологические особенности выполнения мозаики.

3. Методика обучения дошкольников выполнению мозаики.

1. Понятие «мозаика».

Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень, смальта, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, черепки, пластмасса, цветная бумага), природный материал: солома, засушенные растения. По-разному закрепляются эти материалы: одни – с помощью извести, цемента, мастики, воска; другие - с помощью клея.

Мозаика используется для украшения зданий, стен, потолков, фонтанов, ваз и др. Это древний вид искусства. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (Ш в. до н.э.). В античной Греции ее делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии, Византии. Замечательные мозаики были созданы в Северном Причерноморье, в Малой Азии, Северной Африке, Англии, Франции, Испании, в Средней Азии (многоцветные мозаики Самарканда, Бухары). Сохранились до наших дней мозаики в Киеве, Санкт-Петербурге (Исаакиевский собор), работы М.В.Ломоносова («Портрет Петра 1», «Полтавская баталия»).

С 1922г. начинается расцвет советской мозаики. Ими украсили станции Московского метрополитена: плафоны для станций «Площадь Маяковского», «Новокузнецкая» (художник А.А.Дейнека), станции «Новослободская», «Смоленская», «Комсомольская» - кольцевая (художник П.Д.Корин), мозаичное панно «Октябрь» (художник К.Аксенов).

Выполнение мозаичных работ требует большой точности, аккуратности. Выполнять их начинают с составления эскиза. Эскизы для мозаики лучше составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Затем эскиз переводят на фон, подбирают бумагу соответствующего тона и подготавливают ее к наклеиванию – резанием или обрывом. Подготовленные кусочки каждого цвета кладут отдельно. Затем промазывают клеем на фоне небольшую часть эскиза и накладывают заготовленные кусочки бумаги на проклеенную часть. Можно использовать большую иглу или пинцет.

Так постепенно заклеивают все изображение, на проклеенные части кладут груз. Когда фон будет заклеен, работу высушивают под грузом.

Мозаика может быть контурная, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошная – тогда заклеивается внутренняя часть его. Мозаику можно сделать с просветами и без них.

Мозаика может быть предметной, сюжетной и декоративной. Декоративную можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге. Использовать мозаику можно для оформления плоскостных, полуобъемных и объемных поделок, интерьеров детского сада.

Одним из доступных и интересных для дошкольников видов изобразительной деятельности является мозаика из бумаги. Она выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем

прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.

В первом случае мозаику создают по типу техники монументальной живописи, когда изображение создается из кусочков твердых цветных материалов: поделочного камня, перламутра, эмали, смальты (непрозрачные куски стекла). Эти кусочки подбирают по цвету, пригоняют друг к другу и укрепляют на поверхности стены, пола, потолка цементным раствором или специальной мастикой, а затем отшлифовывают.

2. Технологические особенности выполнения мозаики.

Технология изготовления мозаики из бумаги значительно проще и может быть использована детьми. Детали мозаики вырезают из цветной бумаги разной фактуры: матовой, глянцевой, бронзовой, серебристой и т.д. Можно применять и разноцветную фольгу. Чем разнообразнее такой набор материалов по цвету и количеству, тем более интересной, оригинальной может быть готовая работа. Вырезанные элементы в форме квадратов, треугольников, коротких полос, трапециевидных фигур подбирают в соответствии с формой и цветом изображаемого предмета, его частей, заполняют ими контуры и прикрепляют на плотную основу клеем, сваренным из картофельного, рисового или кукурузного крахмала. Можно использовать и резиновый клей, но нельзя применять конторский или силикатный, чтобы не допустить обесцвечивания бумаги. Намазывать клеем надо небольшие части изображения и после выкладывания фигур прижимать их чистой тряпочкой. Так можно сложить и наклеить отдельные предметы или целые картинки (цветы, бабочки, жуки, рыбки, грибы, пестрый луг, лесная полянка, сценки из сказок), составить узорные композиции.

Выбрав определенное содержание, приступают к работе. Сначала надо отобрать по цвету и фактуре фон, а также цветную бумагу для вырезания частей мозаики. Если дети делают рыбок, то следует выбрать голубой фон, соответствующий окраске воды. Под цвет луга берут зеленую бумагу, а неба - голубую или синюю. Окраска фона может быть нейтральной. В этом случае мозаикой заполняют и остальное пространство листа бумаги, чтобы создать определенную среду основного персонажа или действия.

На бумагу, выбранную под фон, простым карандашом наносят контуры фигур. Можно применять цветные карандаши для обозначения окраски предмета, его частей и окружающей обстановки. Затем из бумаги нужных цветов и оттенков выстригают узкие полоски, ширина которых равна примерно 1-1,5 см. Для настенных панно размер заготовок соответственно увеличивается. Из полос вырезают квадраты, треугольники, прямоугольники и т.д.; складывают их в отдельные коробочки по цвету.

Эти заготовки выкладывают и наклеивают в соответствии с контуром изображения, выделяя и заполняя части так, чтобы оставались небольшие просветы между элементами. Контуры, либо части предметов, можно акцентировать темными, даже черными фигурами, а потом внутри контура наклеить детали мозаики, элементы украшения того или иного цвета. Так можно выполнить цветы колокольчиков и мака.

3. Методика обучения дошкольников выполнению мозаики.

В мозаиках важно научить детей правильно размещать цветные части. Они должны образовывать и замыкать предмет или целую композицию. При этом не следует стремиться занять пространство формы, строго чередуя ряды, что создает тесноту, напряженность, мешает передать свободу и цельность изображения.

В процессе работы не надо копировать представленный образец, следует нацелить детей на создание своего варианта мозаики: передать образ другой разновидности бабочки, своеобразно трактовать ее форму, расположение крыльев, окраску, характерные пятна и другие детали. Для этого надо предварительно рассмотреть в книгах, на открытках, вспомнить, каких бабочек видели на прогулках, выездах в лес. Хорошо смотрятся в мозаике натюрморты, в которых ярко сочетаются листья, цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды в корзинах, вазах или в свободной композиции. Каждое время года прекрасно по-своему, надо только научить детей видеть красоту и стремиться запечатлеть ее.

Творческую трактовку сказочных образов и сюжетов можно увидеть в искусных росписях художников черно-лаковой миниатюры Палеха, Мстеры, Федоскина. Для украшения шкатулок, Ларцев, панно, коробочек они используют образы Снегурочки, Ивана-Царевича, Василисы Прекрасной и др.

Мозаики на сюжеты сказок широко используются в оформительской деятельности, при организации совместной работы воспитателя и детей по украшению групповой комнаты, зала, вестибюля, участка, создавая яркую, мажорную среду. Такие панно делают крупного размера. Воспитатель предварительно обсуждает с детьми эскиз оформления, определяет место, где оно будет расположено, привлекает детей к активной работе над сюжетом.

Одним из видов бумажной мозаики, доступных дошкольникам по технике изображения и способам его оригинальной трактовки, является составление предметных, орнаментальных и сюжетно-тематических композиций из одинаковых по размеру, но разных по окраске квадратов, прямоугольников или полос путем плотного их приклеивания друг к другу. Такие мозаики создают по типу вышивки крестом, оформления паркета, кафеля приемом соединения отдельных элементов в определенном порядке.

Чтобы передать в мозаике разную величину персонажей, используют следующий прием: небольшие по размеру образы следует составлять из мелких квадратов, а крупные фигуры из больших квадратов. Этот же прием применяют при выкладывании силуэтов взрослых животных и их детенышей. Так можно достичь большей убедительности и выразительности сюжетных образов.

Своеобразную выразительность мозаикам из мелких квадратиков придает наклеивание отдельных элементов в угловом положении. Например, красиво смотрятся цветы, изображенные в боковом положении или в виде разреза.

Летом на участке детского сада ребята создают мозаики из ракушек, желудей, арбузных и овощных семечек. Для фона можно использовать пластилиновые или глиняные пластинки, укрепленные на фанере или картоне. Эскиз предварительно выкладывают на поверхности сырого песка, насыпанного в ящик с низкими краями.

Мозаики можно сделать и по типу витражей. Здесь вместо цветной бумаги под прорези узора подкладывают прозрачные подцветки из слюды, светофильтра, вощеной или промасленной бумаги. Такие работы особенно красиво мерцают в проемах дверей, окон. Проникающий свет создает сказочную обстановку.

Задание на дом:Подбор наглядного материала о разных видах мозаики.

Задания для самопроверки:

1. Что такое мозаика?

2. Из каких материалов выполняют мозаику?

3. Как закрепляют материалы для мозаики?

4. Назовите виды мозаики.

Ответы:

1. Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц.

2. Мозаику выполняют из материалов: галька, камень, смальта, разноцветные кусочки стекла, цветная керамическая плитка, черепки, пластмасса, цветная бумага, природный материал: солома, засушенные растения.

3. По-разному закрепляются эти материалы: одни – с помощью извести, цемента, мастики, воска; другие - с помощью клея.

4. Мозаика может быть контурная, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошная – тогда заклеивается внутренняя часть его. Мозаика может быть предметной, сюжетной и декоративной.

Литература:Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986.

РАЗДЕЛ II .

Наши рекомендации