Учебно-методическое обеспечение программы

Основная литература

1. Арефьев В. Е. Введение в туризм. Барнаул, 2002

2. Бардин КВ. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М.: Просвещение, 1973.- 203 с.

3. Данилюк А.Я., Кондаков, А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.

4. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.

5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003.

6. Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм».Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. − М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. − 600 с., ил М. ЦДЮТур РФ 1999

7. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. М.: Владос. 2000.- 151 с.

8. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности.//Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. М., 2001.

9. Нечаев М.П. Планы и программы воспитания в современной образовательной организации : метод. пособие/ М.П. Нечаев. – М.: Перспектива, 2014.

10. Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. – М.: УЦ Перспектива, 2012.

11. Окишев П. А. Основы туризмоведения. Томск, 2005.

12. Организация туризма.//Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн., 2005

13. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся М.: ЦДЮТК РФ, 2001. - 96 с.

14. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982.

Нормативно–правовые документы, отражающие проблемы воспитания

Международные документы

  1. Конвенция о правах ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989 г.).
  2. Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974);
  3. Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.1948);
  4. Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
  5. Конвенция о павах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
  6. Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.1995);

Федеральные законы

1. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 – 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792–р).

4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761).

5. Основы государственной культурной политики (указ Президента РФ от 24.12.2014г. №808).

6. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013г. № ИР-352/09).

7. Проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996–р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

9. ФГОС СПО (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

10. Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 №51-ФЗ);

11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

12. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.95 № 98-ФЗ.

13. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ;

14. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ).

15. Федеральный закон «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ;

16. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ;

17. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98 г. № 124–ФЗ с изменениями от 05.04.2013 г.).

Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня

1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.,2010.

2. Проект Федеральной целевой программы «Развитие дополнительного

образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена решением правительства от 25.5.2015 № 996-р

Дополнительная литература по туризму и краеведению

1. Андреева Е.В., Лялина Г.С., Озеров А.Г. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 12; Сост. и научн. ред. В.Е. Туманов. – М.: 2002.

2. Ачасова, Л.Ю. Воспитательная работа в общеобразовательной школе как возрождение культуры личности и толерантности / Л.Ю. Ачасова // Педагогическое образование и наука.- 2010.- № 10.- С. 35-39.

3. Боголюбов А.С. Геоморфологические исследования: организация и проведение // Биология в школе.- 1999.- № 4,- С. 44-48

4. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. Тамбов: Из-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - 208с.

5. Васильева, Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей / Т.Е. Васильева, О.Г.Панченко // Воспитание школьников.- 2011.- № 4.- С. 37-41.

6. Гулиев Н. А., Кулагина Е. В. Введение в специальность: Туризм. Омск, 2002.

7. Дежникова Н.С. Экологическая культура, грани воспитания. // Биология в школе. 1995.- № 3.- С. 20-23.

8. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. Автор- составитель Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур, 1998. - 176 с.

9. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет, использование. Учебное пособие для студентов вузов./ Под ред. С.О. Шмидта. – М.: 1988.

10. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. М.-Ростов-на-Дону, 2005.

11. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб пособие для слушателей. [Текст] / Р.А. Дьякова - М., 1985.-256 с.

12. Зорин И. В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. – М.: Афины, 2008.

13. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования./ Монография. М.: Советский спорт, 2001. - 264 с.

14. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. М.: Турист, 1986. -104 с.

15. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Текст] / И.П. Иванов– М., 1989.

16. Инякин Ю.С. Информационно-педагогическая компетентность краеведа // Краеведческий альманах -2009, № 2, Стр.57-62.

17. Квартальнов В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. – М.: Наука, 2008.

18. Козлов В.М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе 1998.- № 5.- С. 75-77.

19. Козлова Г.В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы : Автореф. дис. . канд. пед. наук : / Моск. гос. открытый пед. ун-т.- М., 1997.- 19 с.

20. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М., Ф.и С., 1989.

21. Комиссарова Т. С. Обучающая природа, или неформальное геоэкологическое образование // География в шк.- 1995.- N 3.- С. 5556.

22. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика.- 2008.- № 9.- С.13-20.

23. Константинов Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.- 176 с.

24. Константинов Ю.С. Теоретические основы програмно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.: Дисс. . канд. пед. наук : / Рос. меж. акад. туризма. М., 1999.- 181 с.

25. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма. М., 2005.

26. Лагерь-экспедиция: Новая форма летнего отдыха / Н. Волкова, Е. Поликутина, Т. Тихонова и др.// Нар. образование. 1999.- № 5.- С. 111-117.

27. Леонтович А. За знаниями в экспедицию // Народное образование -1997.-№9.-С. 93-95.

28. Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. [Текст] / В.С. Мартышин - М: «Школьная пресса», 2000.

29. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. М.: Владос. 2000.- 151 с.

30. Махов С.И., Махова И.П. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в туристско-краеведческой деятельности //Материалы научно-теоретической межвузовской конференции «Геоэкология. Краеведение. Туризм». - СПб, 2000. С. 83-86.

31. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся Учебно- методическое издание [Текст] / А.Г. Озеров - М.: ФЦДЮТиК, 2007. -160 с.

32. Озеров А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: Дисс. . канд. пед. наук : / Рос. меж. акад. туризма. -М., 2001.- 181 с.

33. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Текст] / А.А. Остапец - М.: ЦДЮТК РФ, 2001. - 96 с.

34. Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. . док. пед. наук. -М., 1989.-33 с.

35. Остапец-Свешников А.А. Могучее средство развития личности. М.: Агенство ДОК, 1994 - 212 с.

36. Остапец-Свешников А.А. На маршруте туристы-следопыты. М.: Просвещение, 1987 - 128 с.

37. Панфилов A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. М.: ЦДЮТур РФ, 1997. - 56 с.

38. Пасечный П.С. На туристкой тропе. М., Ф. и С., 1986.- 95с.

39. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982.

40. Развитие идей А. С. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы. // Сборник материалов Всесоюзнойнаучно-практической конференции. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1988.-106 с.

41. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю.С. Константинов. -М.: ДДЮТур МО РФ, 1999.- 231с.

42. Сборник программно-методических материалов «Школа жизни – окружающий мир». / Под общей редакцией Л.В. Алиевой, М.: 2004. – 154 с.

43. Серия: Народы России: История и культура, обычаи и традиции/ Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. - 96с.: (Серия «Моя Родина – Россия»).

44. Сиделъковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф. дис. . докт. Пед. наук. Л., 1978. -40 с.

45. Теплов Д.Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги // Биология в ппс.-1995.- № 3.- С. 53-55.

46. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие. [Текст] / В.Е. Туманов - М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 228с.

47. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культуры / Сост. В.И. Ганопольский М.: Физкультура и спорт, 1987. - 240с.

48. Туристский терминологический словарь./Авторы-сост.: И.В. Зорин, В.А. Квартальное М.: Советский спорт, 1999. - 664 с.

49. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей и конкурсных работ. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003. – 224с.

50. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. Сборник статей.-2-е изд. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004. – 152с.

51. Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Программа для 1-4 класса «Моя Родина – Россия». ФГОС // Под ред. С.В. Ускова – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 40с.

52. Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Учебно-методический материал «Моя Родина – Россия» для 1-4 класса. ФГОС. Под общей редакцией А.Г. Озерова – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 124с.

53. Тюляева Т. И. Духовно – нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски / Т.И. Тюляева // Методист. – М, 2010. – № 7.- C.7-14

54. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - 224с.

55. Фокин С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков : Автореф. дис. .канд. пед. наук : / Ин-т развития личности Рос. акад. образования.- М., 1994.- 17 с.

56. Фомин В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук : / Ин-т развития личности Рос. акад. образования.- М., 1998.-18 с.

57. Формирование нравственного здоровья школьников: занятия, игры, упражнения / под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 64с.

58. Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 318с.

59. Шито A.JI. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины : Автореф. дис. . канд. пед. наук : / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. -М., 1988.- 15с.

60. Школьный экологический мониторинг : Учеб.-метод. пособие для учителей и учащихся / Т.Я.Ашихмина, Г.Я.Кантор, А.Н.Васильева и др.; Под ред. Т.Я. Ашихминой.- М. : Агар : Рандеву-АМ, 2000.- 385 с.

61. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь: МП Алтай, 1992. – 86 с.

Интернет–ресурсы

http://минобрнауки.рф – Министерство образования и науки Российской Федерации.

http://stat.edu/ru – статистика российского образования.

http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательства.

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование».

http://www.ict.edu.ru – федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Наши рекомендации