Задания с развернутым ответом
Задания с развернутым ответом – самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа на установление правильной последовательности, на установление соответствия и кратким ответом они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков.
Задания со свободными развернутыми ответами позволяют проверить качество усвоения содержания учебного курса и сформированность сложных интеллектуальных умений. Эта форма тестовых заданий помещается в части С контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.
Так, например, задания части С, разработанные в логике ЕГЭ по обществоведению, направлены на оценку следующих умений:
1) логично и последовательно излагать свои мысли;
2) делать выводы на основе предложенной социальной информации;
3) использовать полученные знания в воображаемых жизненных ситуациях;
4) определять оптимальные способы практической деятельности;
5) применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов;
6) анализировать различные социальные явления, объекты;
7) оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний;
8) выражать и обосновывать собственную точку зрения, приводить аргументы в ее поддержку с опорой на обществоведческие понятия.
При выполнении испытуемым нижеперечисленных условий ему может быть начислено 4 балла, если:
· представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
· проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
· дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
3 балла начисляются, если:
· представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
· проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; однако теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются;
· дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
2 балла присваиваются, если:
· представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
· проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
· дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.
1 балл начисляется, если:
· представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
· проблема раскрыта на бытовом уровне;
· аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.
Если же собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания), проблема не раскрыта, аргументация отсутствует, информация дана не в контексте задания, то тестовые баллы не начисляются.
Выполнение развернутых заданий по химии предполагает применение знаний в новой ситуации для:
· объяснения причин многообразия веществ и химических явлений, обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязи неорганических и органических веществ; сущности и закономерностей протекания всех видов реакций;
· составления плана решения экспериментальных задач и прогнозирования результатов химического эксперимента;
· проведения расчетов по химическим уравнениям и по определению молекулярной формулы вещества.
По истории развернутые задания состоят из:
· заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде 1-2 предложений). Оценивается каждое задание этой группы – 2 баллами;
· заданий, позволяющих раскрыть как знание истории, так и владение умениями работы с историческим материалом, владение навыками исторического описания, анализа и объяснения. Оценивается каждое задание этой группы – 4 баллами.
Отбор и расположение заданий в работе осуществляются в соответствии со следующими принципами.
· Отражение разных аспектов истории – экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры.
· Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Около половины заданий относится к истории XX века. Это объясняется необходимостью учитывать объем отдельных курсов (определяемый базовым учебным планом), а также особенности учебной ситуации. Так, материал по истории Древней Руси изучается в основной школе за 5 – 6 лет, а в старшей школе – за 2 года до выпускного экзамена, а времени на предэкзаменационное повторение практически не выделяется.
· Расположение заданий в каждой части работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам).
· Задания с открытым развернутым ответом в части С ввиду их относительно небольшого количества не закреплены за конкретными разделами. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание, чтобы в совокупности задания этой части охватывали основные разделы курсов истории России.
Организация единого государственного экзамена (ЕГЭ)