Содержательный раздел рабочей программы
Рабочая программа
воспитателей Дмитриевой Елены Викторовны
Федоровой Ольги Александровны
Группа: старшая группа «Золотой ключик»
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 21
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург,
Год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация к рабочей программе. 2
1. Целевой раздел рабочей программы.. 3
1.1. Пояснительная записка. 4
2. Содержательный раздел рабочей программы.. 8
2.1. Комплексно-тематическое планирование работы.. 8
2.2. Содержание образовательной работы с детьми. 13
2.2.1. Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день. 13
2.2.2. Модель планирования образовательной работы с детьми на день. 14
2.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования. 14
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников. 16
3. Организационный раздел рабочей программы.. 19
3.1. Режим пребывания воспитанников в группе (12 часов) (осенне-зимний период, весенне-летний, щадящий режим и др.) 19
3.2. Структура реализации образовательной деятельности. 19
3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия) 20
Приложение №1. Режим пребывания воспитанников 5-6 лет. 22
Приложение № 2. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы.. 26
Приложение № 3. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.) 30
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа – локальный акт образовательной организации, разрабатываемый на основе образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ, а также примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой – М. 2015 год). Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников, систему образовательной работы с детьми по реализации образовательных областей.
Рабочая программа разработана воспитателями группы: Дмитриевой Е.В и Федоровой О.А. и адресована для детей старшего возраста и реализуется в течение 2016-2017 учебного года с 01.09.2016 по 31.08.2017 года.
Режим работы – пятидневка, с 7.00 до 19.00, с 12-ти часовым пребыванием детей, выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни. Условием реализации жизнедеятельности воспитанников с 5 до 6 лет в группе являются режимы дня: режим дня на холодный и теплый период, режим двигательной активности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка способствует полноценному развитию детей во всех образовательных областях: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к себе, к воспитанникам и взрослым, миру природы.
Целевой раздел: цели и задачи рабочей программы, целевые ориентиры освоения воспитанниками программы, краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей группы, система мониторинга.
Содержательный раздел: содержание образовательной работы по пяти образовательным областям в форме перспективного комплексно-тематического планирования на учебный год с указанием осваиваемых тем, форм работы, видов деятельности.
Организационный раздел: условия реализации рабочей программы: режимы дня, среда развития, максимально допустимая образовательная нагрузка, система работы с семьями воспитанников, перспективное развитие предметно- пространственной среды группы, учебно-методическое обеспечение, др.
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Цель | 1.Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей 2.Целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации образовательной программы является обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период – интеллектуального, эмоционального, физического, волевого, социально-личностного, нравственного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. |
Задачи | 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, профессиональной коррекции детей. 10. Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. 11. Знакомство детей с историей родного города, воспитание уважения и гордости за свою Родину 12. Организация досуга выходного дня совместно с родителями. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы | 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства 3. Позитивная социализация ребенка 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6. Сотрудничество Организации с семьей. 7. Сетевое взаимодействие с организациями 8. Индивидуализация дошкольного образования 9. Возрастная адекватность образования. 10. Развивающее вариативное образование
|
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) | У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, ножом. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентично. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них являются более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки самые разнообразные по содержанию, это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам, мультфильмам. Конструирование характеризуется умением анализировать условия в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз, из природного материала. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объекта. Развитие воображение в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории. Но хочу отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни. Развивается связанная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали. |
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) | -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26). |
Срок реализации рабочей программы | с 01.09.2016 по 31.08.2017 года |
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы | - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Характеристика группы
Дети | Родители |
Детей:25 Мальчиков:12 Девочек: 13 Группа здоровья: 1 гр.-6 2 гр.-18 3 гр.-1 | Всего семей: 25 Полных:25 Неполных:- Матери-одиночки:1 Родители с высшим образованием:22 Родители со средним специальным образованием:2 С 1 ребенком; 16 С 2 детьми:18 С 4 детьми: 1 |
Содержательный раздел рабочей программы
Содержание Рабочей Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями: «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Комплексно-тематическое планирование работы
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию
Тема | Содержание работы | Итоговое мероприятие |
СЕНТЯБРЬ | ||
1-2. День Знаний. Мониторинг | Адаптационный период Мониторинг по образовательным областям | Развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня Знаний «Путешествие в страну знаний» |
3-4 Дары осени (фрукты, овощи, сад, лес, ягоды, грибы, сезонные признаки) | Расширить представление детей о дарах осени. Закрепить названия, учить классифицировать предметы по признакам. | Выставка поделок «Дары осени», Вечер развлечений «Осенняя ярмарка» |
ОКТЯБРЬ | ||
1. Деревья, кустарники, сезонные признаки. | Рассматривание и сравнение деревьев, кустарников, листьев по форме, размеру, окраске, поверхности листа. | Игра-путешествие «В гости к осени» |
2.Перелетные птицы. | Познакомить детей с понятиями «перелетные» и «зимующие птицы». Учить различать птиц по внешним признакам. Учить проявлять заботу о птицах. | Творческая мастерская с папами и детьми «Птичья столовая» |
3-4. Дикие и домашние животные. | Закреплять знания о внешнем виде, повадках, пище, жилище домашних и диких животных. Нахождение взаимосвязей в природе. Замечать изменения в поведении животных с изменением температуры и долготой дня. Воспитывать любовь к животным и желание ухаживать за ними. | Спектакль «Зимовье зверей» Праздник Осени |
НОЯБРЬ | ||
1.Человек (одежда, обувь). Схема построения человека. | Познакомить детей со строением человека и назначением разных органов. Расширять представление детей о предметном мире человека. | Интерактивная игра «В гостях у Айболита» |
2 – 4. Посуда. Мебель. Игрушки. | Закрепить знания о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны; расширять представления об истории создания предметов человеком, о функциях предметов; воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. | Игра по станциям «В мире вещей» |
ДЕКАБРЬ | ||
1. Продукты питания. Хлеб. | Закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, особенно полезен и богат витаминами черный хлеб. Продолжать знакомить с трудом хлеборобов и транспортом. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и хлебу. | Мастер-класс с родителями и детьми: «В гостях у шеф-повара» |
2. Зима (сезонные признаки) | Обогащение представлений детей о зиме как времени года. | Родительское собрание «Как мы встречаем Новый год. Поделки своими руками» |
3.Зимующие птицы | Закреплять знания о внешних особенностях зимующих птиц, повадках. | Изготовление кормушек для зимующих птичек. |
4. Новый год. | Вызвать интерес у детей воспитателем к празднику Новый год. | Новогодний праздник |
ЯНВАРЬ | ||
2 - 3. Зимние виды спорта. Зимние забавы. | Познакомить детей с зимними видами спорта, с зимними народными играми и забавами. Воспитывать уважительное отношение к спорту, потребность в здоровом образе жизни. | Изготовление совместно с родителями газеты «Я люблю спорт» |
4. Транспорт (правила дорожного движения). | Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. | Спектакль о дорожных знаках с участием родителей. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Мой дом. Бытовая техника. | Расширять представления детей о разных видах посуды, её назначении, материалах, из которых они изготовлены. Какая есть техника, для помощи труда взрослым дома. | Сюжетно-ролевая игра: «Испечём пирог – пригласим гостей». |
2. Неделя дружбы. | Пробуждать интерес к сверстникам, к совместной деятельности, учить вежливому обращению друг с другом. | Вечер развлечений «Ты мой друг - и я твой друг» |
3. Защитники Отечества. Военная техника. | Беседовать с детьми о празднике – Дне защитника Отечества, о людях военных профессий и тех качествах, которыми они должны обладать. | Физкультурный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья» |
4. Мамы всякие важны. | Вовлекать детей в беседы об их мамах, побуждать рассказывать о них. | Утренник, посвященный празднику мам, 8 марта |
МАРТ | ||
1. Фольклор (Масленица). | Познакомить детей с народным праздником Масленица, с её традициями, воспитывать уважение, патриотизм к традициям русской народной культуры. Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. | Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» |
2. Декоративно-прикладное творчество. | Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Игра – ситуация «Народные гулянья». Выставка народной игрушки (матрёшка, дымковская игрушка и.т.д.) |
3. Неделя театра. | Дать представление детям о театре, о правилах поведения в театре. | Инсценировка и показ детьми сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
4. Неделя книжки. | Познакомить детей с историей создания книги, показать её значимость в жизни человека. Подвести детей, на доступном для них уровне, к пониманию того, что книга - основной источник получения знаний. | Музыкально – театрализованная игра. Тема: «В гостях у «Книги» (участвуют дети и их родители, используются ТСО.) Экскурсия в библиотеку. |
АПРЕЛЬ | ||
1. Цирк (животные жарких стран). | Воспитывать интерес к изучению животным жарких стран, рассматривать их внешний вид на картинках, отгадывать о них загадки, строить тексты – описания по схеме. | Посещение цирка, чтобы посмотреть дрессированных африканских животных |
2. Космос, планеты, звезды. | Формирование у детей представления о воздухе, который нас окружает. | Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» Семейная игра «Форт Боярд» |
3. Весна. Перелетные птицы. Сезонные признаки. | Продолжать знакомить с весенними явлениями в природе (таяние снега, капель, пение птиц). продолжать знакомить с разными временами года и их отличиями. | «Праздник птиц»- развлечение с родителями. |
4. Первоцветы. Насекомые. | Продолжать обсуждать весенние явления в природе, особенно появлению и цветению листьев на деревьях. Закрепить представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, как защищаются от врагов | Спортивный досуг «Раз, два, три, четыре, пять- насекомые к цветам летят.» |
МАЙ | ||
1. День Победы. | Дать представление о празднике Победы, учить видеть праздничные приметы в окружающей жизни. | Оформление выставки рисунков и поделок к празднику Дню Победы и поздравление ветеранов |
2. ПДД | Обогащение и уточнение первых представлений детей о городе и городском транспорте. | Музыкально- спортивное развлечение «Как звери в лесу поставили светофор» |
3-4 неделя. Мой город. | Дать представление о Родине, знать название своего города, в котором живём. | Игра -квест с родителями по городу. |
ИЮНЬ | ||
1.День защиты детей. «Пушкинская неделя» | Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина. Прививать любовь к художественной литературе, желание читать и эмоционально воспринимать сказки. | Спортивно-развлекательное мероприятие, посвященное празднованию Дня защиты детей Флешмоб – «МИР – СОЛНЦЕ - ДЕТИ» Игра по станциям «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» |
2.Путешествуем по России | Познакомитьдетей с малой родиной, с родным домом, символом России-березкой. Воспитывать любовь к родине, чувство патриотизма. | Праздничная концертная программа «Для тебя Россия» |
3.Неделя безопасности «Правила движения мы узнали, на дороге внимательней стали!» | Закреплять правила дорожного движения, воспитывать ответственность и внимательность при переходе улицы. | Интерактивная игра «Незнайка - автомобилист» |
4.«Разноцветное лето» | Знакомить детей с разными растениями, цветами. Закреплять правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям. | Смотр-конкурс цветников «Разноцветная сказка» |
ИЮЛЬ | ||
1.«Капитошка и его друзья» | Познакомить детей со свойствами воды. Закреплять правила поведения у водоемов. | Интерактивная игра «Капитошка и его друзья» |
2.«Познай себя» | Закреплять у детей знания о строении и способностях человека. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу | Игра по станциям «Друзья чистоты» |
3.«В гостях у Лесовика» | Закреплять знания детей о растительном и животном мире наших лесов. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Учить правила безопасного поведения в лесу. | Игра по станциям «В гостях у Лесовичка» |
4. «В мире игрушек» | Развивать у детей творчество и фантазия, умение рассказывать о своих игрушках, придумывать творческие рассказы. | Интерактивная игра «В мире игрушек» Выставка «Моя любимая игрушка» |
5. «В стране песочных замков» | Познакомить детей со свойствами песка. Развивать творчество, фантазию. | Конкурс построек из песка Опыты с песком. |
АВГУСТ | ||
1.Неделя безопасности «Азбука АУ» | Повторить с детьми правила поведения в природе. Воспитывать любовь и уважительное отношение к обитателям леса. | Интерактивная игра «В госте к дядюшке АУ» |
2.«Чудеса своими руками» «Яблочный спас» | Развивать у детей творчество и фантазию. Знакомить с народными традициями и обрядами. | Игра по станциям – мастер-класс «Чудеса своими руками» |
3.«В Сказочном царстве – небывалом государстве» | Знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. | Праздничная программа «День Флага» |
4. «Летние путешествия» | Закрепить у детей летние приметы и впечатления. | Праздник «До свидания, ЛЕТО» |
Содержание образовательной работы с детьми