Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора

№ п/п   Вид спорта   Бег на 30м   Непре­рывный бег 5 мин   Бег на месте 10 с   Челноч­ный бег 3х10 м   Прыжок в длину с места   Прыжок вверх с места   Подтя­гива­ние в висе   Бросок набив­ного мяча  
  Бокс   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++   ++  
  Борьба вольная, дзюдо   +   ++   —   ++   ++   ++   ++   ++  
  Тяжелая атлетика   ++   —   +   ++   ++   ++   ++   ++  
  Фехтование   ++   —   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Современное пятиборье   ++   ++   +   ++   ++   ++   ++   ++  
  Велосипедный спорт   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Баскетбол   ++   ++ .   ++   ++   ++   ++   —   ++  
  Волейбол   ++   ++   ++   ++   ++   ++   —   ++  
  Гандбол   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Теннис   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Хоккей на траве   ++   ++   ++   ++   ++   ++   +   ++  
  Водное поло   ++   ++   —   ++   ++   ++   +   ++  
  Плавание   ++   ++   —   +   ++   ++   ++   ++  
  Синхронное плавание   +   ++   —   +   ++   ++   ++   ++  
  йеьйнв..,, /.,.,^-1,1;-.;,.  
  Прыжки в воду   ++   ----   +   +   ++   ++   ++   ++    
16 17 18 Гимнастика спортивная Гимнастика художественная Легкая атлетика: средние и длинные дистанции Легкая атлетика: спринт, барьеры Легкая атлетика: метания   ++ ++ ++ ++ ++ —   +   +   ++   ++   ++   ++    
+ ++ ++ +   —   ++   +   +   ++   ++    
+   +   ++   ++   ++   ++    
++ +   +   ++   ++   ++   ++    
++   ++   ++   ++   ++    
21 22 23   Легкая атлетика: прыжки Легкая атлетика: многоборья Футбол   ++ ++ ++   ++ ++ ++   ++ ++   —   ++   ++   ++   ++    
++   ++   ++   ++   ++    
++   ++   ++   ++   +   +    
  Хоккей   ++   ++   —   ++   ++   ++   ++   ++    
  Биатлон   ++   ++   ++   +   ++   ++   ++   ++    
  Лыжный спорт   ++   ++   +   ++   ++   ++   ++   ++    
  Фигурное катание   ++   +   ++   ++   ++   ++   +   ++    
28 29 30 31   Коньки Лыжное двоеборье Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ   ++ ++ + ++   ++ ++   ++ ++   ++   ++   ++   +   ++    
++   ++   ++   ++   +    
++   + +   ++   +   ++   +   ++    
++   +   +   ++   ++    
                                     

Условные обозначения:«++» — тестирование обязательно; «+» — тестирование не обязательно; — тестирование не проводится.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости — выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтомуих оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях,

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР иУОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования,

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийскому виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренироД вочные сборы.Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу ющих показателей:

1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

2) степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель­ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких трекнрозоч-ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но иих динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта .международного класса.

Часть III

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 23. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наши рекомендации